По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.
Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер (специальную правоспособность).
В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.
Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а также коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности.
Правоспособность юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент завершения ее ликвидации. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.
Понятие юридического лица предусматривает, что юридическое лицо как субъект гражданского права обладает также и дееспособностью, которая возникает одновременно с правоспособностью.
Порядок образования юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и состоит из нескольких этапов.
Вынесение решения о создании соответствующей организации зависит от способа образования юридических лиц. В некоторых случаях для создания юридических лиц требуется специальное предписание компетентного органа.
В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации. Добровольный порядок образования юридических лиц дифференцируется на две правовые группы: разрешительный и нормативно-явочный.
При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступает в силу после того, как оно будет санкционировано управомоченным на то органом.
При нормативно-явочном порядке образования юридического лица решение учредителей не нуждается в чьем-либо утверждении, а соответствующий орган ограничивается проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна удовлетворять создаваемая организация.
После того как решение о создании юридического лица принято в установленном порядке, разрабатываются устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы и формируется имущественная база.
Последней, завершающей, стадией в процедуре создания юридического лица является его государственная регистрация.
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица ведет к прекращению самостоятельного существования организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация осуществляется путем разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лиц; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому; преобразования одного юридического лица в другое; выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц.
Договор энергоснабжения
Договор энергоснабжения - это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безо ...
Внутренние функции государства
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная. Экономическая функция государства заключае ...
Понятие и классификация источников права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).