Попытки отказа от государственного регулирования в нашей стране основывались на представлении о том, что государственное регулирование экономики присуще только социалистической системе, а при переходе к рыночной экономике от него следует отказаться. Это исходное положение принципиально неправильно и опровергается опытом давно существующих стран с рыночной экономикой, например Франции, где сложилась система индикативного (рекомендательного) планирования социально-экономического развития.
В нашей стране осуществляется государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» долгосрочный прогноз социально-экономического развития составляется один раз в пять лет на 10-летний период. Прогноз и программа на среднесрочную перспективу разрабатываются на период от трех до пяти лет. Более конкретные задачи социально-экономического развития предусматриваются в разрабатываемом ежегодно прогнозе на краткосрочную перспективу и в целевых программах.
В соответствии с целевыми программами осуществляется поставка продукции для государственных нужд. Общий порядок поставки продукции для государственных нужд определяется ГК РФ (ст. 525—534), а для федеральных государственных нужд — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В соответствии с федеральными целевыми программами Правительство РФ определяет государственных заказчиков, которые заключают договоры (государственные контракты) с предприятиями-поставщиками. Для предприятий-поставщиков заключение государственных контрактов необязательно, они побуждаются к этому мерами экономического стимулирования выполнения поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов обязательно для казенных предприятий.
Таким образом, для государственного регулирования хозяйственной деятельности используются в основном экономические методы.
Государственным и муниципальным предприятиям устанавливаются также обязательные задания. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества такого предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной деятельности, утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение.
Метод обязательных предписаний используется в некоторых случаях и при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не дают возможности решить те или иные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставка нефти и нефтепродуктов на мировой рынок оказывается для предприятий-производителей более выгодной, чем поставка для внутренних нужд, до недавнего времени нефтедобывающим предприятиям ежегодно устанавливались балансовые задания по поставке этих товаров на внутренний рынок. При этом их выполнение рассматривалось как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов.
В отношении поставки сжиженного углеводородного газа на экспорт в настоящее время в нашей стране действует порядок, направленный на обеспечение внутренних потребностей в таком газе путем составления графиков его поставки для нужд населения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году» такие графики ежемесячно утверждаются Федеральным агентством по энергетике (Росэнерго). Оформление поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у них продукции в объемах, достаточных для выполнения графиков поставки газа для внутренних нужд. Ресурсные справки составляются по форме, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 10 января 2006 г. № 2.
Сведения о биографии И.С Пересветова, составе и литературном жанре его
произведений
В качестве ключевого литературного жанра, Иван Пересветов выбирает историческую аллегорию с политическими аллюзиями, построенную по принципу антитезы. Критические замечания которые последовали в адрес государственно-правового устройства Византийской импреии потерпевшей военное поражение в середине ...
Понятие, содержание и функции коллективного договора
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК), а также акт социального партнерства работников и работодателя. Его основная задача – ...
Экономический эффект от внедрения программного
продукта
Стоимость внедрения услуги: Регистрация клиента, установка программного обеспечения и подключения к системе – 62 000 р. Ежемесячное вознаграждение за сопровождение – 77 500 р. Восстановление системы после сбоя по вине пользователя – 31 000 р., в обслуживание программы (заложим 4 сбоя за год) Годовы ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).