Право и закон » Правовые системы стран мира » Соотношение международного публичного права и международного частного права

Соотношение международного публичного права и международного частного права

Страница 1

Для международного публичного права слово международное обозначает всенациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП - традиционный субъект национального гражданского права государства.

В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

Наднациональное право

На́днациона́льное пра́во - форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система - вся "правовая действительность" данного государства.

Каждая страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.

Различия между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование различных словарей у двух данных правовых систем или различия в юридической технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".

Л. Бержель писал: "Многочисленность и разнообразие юридических систем - это очевидность, обусловленная разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует и жизнь которых упорядочивает право".

Так Л. Бержель по этому же вопросу пишет: "В зависимости от того, принимаются или нет во внимание все известные правовые системы, и в зависимости от роли, которая принимается тем или иным критерием, классификация правовых систем может проводится по разному. Некоторые авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические, социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого типа, группа правовых систем, основанных на "обычном праве", системы, базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые системы дальнего востока. Во Франции М. Рене Давид различал пять правовых систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых технических средств; позднее, в процессе совершенствования такой классификации он, объединив идеологический и технический критерии изменил конфигурацию своей системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем:

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Социально-правовое обеспечение государственных служащих Российской Федерации
Система социально-правового обеспечения государственных служащих включает в качестве основных компонентов денежные средства, органы и учреждения, предоставляющие обеспечение, субъекты обеспечения, виды обеспечения и нормативные правовые акты. Поэтому систему социальной защиты государственных служащ ...

Причины и условия преступности
Об этом вопросе, пожалуй, об одном из главных в криминологии, на сегодняшний день, говорить, пожалуй, не менее сложно, чем о других. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.) . В учебнике (под редакцией Кузнецовой и Миньковского) на стр. ...

Исторический аспект развития судебно-бухгалтерской экспертизы в России и за рубежом
Вопрос о происхождении и развитии судебно-бухгалтерской экспертизы является в настоящее время весьма спорным и противоречивым. За время своего развития этот процессуальный институт прошел определенную эволюцию, которая объясняется такими причинами как усложнение хозяйственной деятельности людей, во ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru