Определение уровня коррупции в регионе и в целом по стране важный элемент любой антикоррупционной стратегии, который помогает оценить общий уровень коррупции в стране или субъекте Российской Федерации, а также в отдельных сферах жизнедеятельности, в которых коррупция наиболее высока и должна рассматриваться как приоритетная проблема.
Регулярные обследования уровня коррупции являются источником данных о факторах, порождающих коррупцию в ее различных формах, и помогают выработать адекватные антикоррупционные меры. Здесь проблема видится не в том, что коррупция существует, а в том, насколько она распространена в обществе и принимается гражданами страны, насколько эффективны антикоррупционные мероприятия.
В соответствии с планом мероприятий Республиканской целевой программы по противодействию коррупции в Чувашской Республике в 2007-2020 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2007 г. № 82, для оценки уровня коррупции в различных сферах общества в Чувашской Республике среди граждан и бизнес-структур ежегодно (с 2007 г.) проводятся социологические исследования.
Основными задачами таких исследований являются:
изучение отношения граждан к коррупционной практике;
оценка уровня коррупционности в республике в различных сферах общества;
выявление причин, порождающих коррупцию;
формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям.
В 2013 году социологическое исследование проведено специалистами Чувашской республиканской общественной организации социологов "Социс-М" по районам Чувашской Республики, а также в крупных городах: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Цивильск по анкете в форме формализованного интервьюирования 400 респондентов.
Одной из задач исследования было изучение отношения граждан к проявлениям коррупции в обществе. За последние 4 года четко прослеживается закономерность: чем моложе граждане, тем более терпимее отношение к проявлениям коррупции, следовательно, и больше вероятности распространения среди них коррупционного поведения. В 2011 году самое лояльное отношение к коррупции наблюдается в возрастной категории от 18 до 24 лет (60,7%).
В ходе исследования было установлено, что среди опрошенных в 2013 году 32% принимали участие в различных коррупционных сделках (41,7% в 2012 г., 34,6% в 2011 г. и 31,6% в 2008 г.).
Участниками коррупции становятся в равной степени, как мужчины, так и женщины (из 32% опрошенных, участвующих в коррупционных сделках 17% приходится на мужчин и 15% на женщин). Но учитывая, что среди опрошенных только 45 % мужчин, доля их участия в коррупционных сделках выше.
Чаще попадают в коррупционные ситуации более активные категории граждан. Наибольший процент граждан, принимавших участие в коррупционных ситуациях, приходится на возраст от 25 до 44 лет. Самый низкий показатель 7,8% на возраст 65 лет и старше.
По результатам исследования в 2013 году на первом месте, как и в предыдущие годы, инициатор коррупционной ситуации - должностное лицо (37,8%), на втором месте и та и другая сторона (24,3%) и на третьем месте сами граждане (18,8%).
Для 64,1% респондентов, которые давали взятки в 2013 году размер материального вознаграждения был ясен в той или иной степени. Из тех граждан, которые участвовали в коррупционных ситуациях в 2011 году, 33,6% граждан не испытывали ничего при даче взятки, воспринимая как данность. Этот показатель стал на 15,6% выше, чем в 2010 году.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилось количество граждан, испытывающих негативные эмоции к государственной власти и непосредственно к ее представителям - чиновникам на 29,4%.
В процессе исследования были выявлены те сферы, в которых с коррупционными ситуациями граждане сталкиваются чаще всего. В первую очередь, это относится к работе правоохранительных органов, к работе в сфере здравоохранения, образования.
Наиболее актуальная коррупционная проблема в сфере здравоохранения в 2013 году - это возможность отблагодарить врачей и медработников после оказания медицинской помощи (47,5%).
Если в 2009 году каждый восьмой из десяти опрошенных прибегал к материальному стимулированию в больнице при получении бесплатной медицинской помощи, то в 2013 году только каждый второй. По сравнению с 2010 годом по всем ситуациям показатели коррупции в 2013 году несколько снизились. Наибольший процент коррупционных ситуаций в области здравоохранения был в 2010 году (40,5%), наименьший процент в 2013 году (24,2%).
С 2010 по 2012 годы наблюдалась тенденция роста коррупционных ситуаций в сфере образования. Так, в 2012 году в 1,75 раза чаще стали давать взятки, чтобы устроить ребенка в детский сад, в 2 раза чаще, чтобы ребенок сдал ЕГЭ в школе, вдвое чаще стали давать взятки, чтобы ребенок поступил в нужную школу и т.д. В 2013 году наблюдается снижение коррупционных действий по сравнению с 2012 годом по всем показателям, особенно при сдачи сессии в ВУЗе на 15,7%, при сборе денег на нужды детского сада на 15,9%, при оформлении ребенка в детский сад на 10%.
Правовые последствия
усыновления ребенка
Правовая природа усыновления состоит в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Юридический акт усыновления устанавливает как для усыновителя (и ...
Признаки юридической ответственности
В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считает главными, определяющими. При исследовании юридической ответственности необходимо иметь в виду, что соотношение между социальной от ...
Субъективная сторона
совершения административного правонарушения
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками (противоправность, виновность, наказуем ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).