В связи с тем, что инвестирование в землевосстановительные мероприятия требует отвлечения значительных сумм финансовых средств, которые могут быть возвращены только частично и по прошествии длительного периода времени, в законодательство об изъятии и предоставлении земельных участков следует ввести положения, по которым юридические или физические лица, претендующие на какой-либо земельный участок и внесшие в установленном порядке на рассмотрение комиссии, организующей аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков и их продажи, инвестиционный проект, в котором будет предусмотрена обязанность инвестирования в землевосстановительную и (или) землеохранную деятельность, смогут иметь преимущество над другими участниками аукциона в виде уменьшения размера шага аукциона, возможности участвовать в конкурсе инвестиционных проектов, проводимом вне рамок открытого аукциона, освобождения от компенсации средств, затраченных на формирование и регистрацию земельного участка, и другими преференциями, включая льготы по уплате земельного налога.
Средства, получаемые от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, зачисляются в соответствующие бюджеты и используются на финансирование целей, среди которых отсутствуют землеохранные и землевосстановительные направления, что следует признать существенным недостатком законодательства, регулирующего рассматриваемую область общественных отношений. В связи с этим представляется обоснованным предложить внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и коррелирующие с ним законодательные акты в части закрепления обязанности направления части от полученных средств за право заключения договоров аренды земельных участков и их продажи в размере 10% на цели экономического обеспечения рационального использования земель.
В целях охраны земли в качестве основного национального природного ресурса государство, выступающее в роли представителя интересов не только нынешнего, но и будущих поколений белорусов, ответственного перед ними за сохранность ресурсов, определяет посредством ст. 160 Кодекса о земле обязанность юридических лиц вне зависимости от формы собственности, а также физических лиц возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства.
Установление специальных методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение размера вреда, т.к. исчисление всех элементов ущерба представляет собой чрезвычайно сложный процесс. Не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. В связи с этим представляется обоснованным предложить применять в методике исчисления экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель, в качестве одного из оснований наступления обязанности компенсации экономического вреда от нерационального использования земельных участков, что позволит учитывать комплексный характер земельных ресурсов и их взаимосвязь с другими элементами природной среды, т.е. экологическую составляющую причиняемого земле ущерба. Данная мера будет способствовать улучшению правового регулирования экономического обеспечения рационального использования земель. Методологию расчета экономического ущерба от загрязнения, деградации и нарушения земель следует дополнить посредством расширения условий применения природоохранного коэффициента (К оот), учитывающего социальное и природоресурсное значение природного комплекса, которому был нанесен вред, на значение компенсационно-экологической составляющей, учитывающей негативные последствия для компонентов природной среды, находящихся во взаимосвязи с землей.
Кроме того, актуален вопрос инициализирования процесса создания в Республике Беларусь структурно и организационно обособленной кредитно-банковской организации для аккумулирования материальных ресурсов в целях финансового обеспечения землеохранной и землевосстановительной деятельности, которая должна будет функционально дополнить деятельность республиканского и местных фондов охраны природы по материальному сопровождению рационального использования земель. Вместе с республиканским бюджетом служить средством накопления поступающих платежей за землю, компенсационных платежей за вред и ущерб, причиненные вследствие нарушения земельного законодательства, средств, предназначенных на возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, части средств, полученных от аукционов за право заключения договоров аренды земельных участков, их продажи и др. Одновременно с этими функциями осуществлять кредитование землеохранных и землевосстановительных мероприятий, оперировать с целью преумножения находящимися в доверительном управлении компенсационными фондами, в перспективе исполнять функции, связанные со страхованием экологических рисков в процессе земледелия.
Пределы назначения наказания несовершеннолетним
Необходимость специальных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, и потому общество не м ...
Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности
Закрепляя право на личную неприкосновенность, Конституция РФ в ч. 1 ст. 22 использует формулировку «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Всеобщая Декларация прав человека в ст. 3 говорит: «Каждый имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Но ни один из ...
Условия наступления ответственности за причинение
морального вреда и определение размера компенсации
В последнее время в российской судебной практике требования о компенсации морального вреда твердо заняли одну из лидирующих позиций по количеству обращений граждан. При этом доказывание по рассматриваемой категории гражданских дел вызывает достаточно большие затруднения. В связи с этим хотелось бы ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).