В роли основного механизма государственного регулирования земельных отношений в странах с развитой рыночной экономикой выступает планирование использования земель, которое представляет собой составную часть планирования экономического и социального развития страны.
Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и определения наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Планирование на государственном уровне направлено на оптимизацию взаимодействия факторов производства и установление сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных активов, обеспечивающих во взаимодействии рациональное использование природных ресурсов.
Обобщая юридический анализ прогнозно-плановых документов в области рационального использования земель и территорий, можно выделить следующие недостатки в правовом обеспечении прогнозирования, планирования и программирования рационального использования земель, характерные для всего природоресурсного законодательства.
Во-первых, отдельные акты не соответствуют происходящим в обществе социально-экономическим переменам и требуют существенной корректировки с учетом сложившихся общественных отношений. Например, экстраполярный характер прогнозирования изменения земельного фонда, которое выполняет в основном описательную функцию и имеет скорее теоретико-познавательное назначение, чем управленческий аспект.
Во-вторых, отмечается декларативный характер правового регулирования прогнозирования, планирования и программирования процессов использования земельных участков, что ведет к снижению эффективности экономического обеспечения рационального использования земель. В законодательстве не определен юридический статус актов прогнозирования и планирования. Между тем суть прогнозирования и планирования рационального землепользования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящей деятельности и выработке эффективных средств их реального достижения. Это станет возможно в случае законодательного закрепления юридического статуса прогнозно-плановых документов, что будет способствовать соответствующему фактическому обеспечению программ денежными средствами, материальными, энергетическими и другими ресурсами.
В-третьих, отсутствует цельная, научно обоснованная законодательная база, регулирующая общественные отношения в рассматриваемой сфере. В научно-прикладных целях законодательство о прогнозировании и планировании рационального использования земель целесообразно структурировать по трем уровням: общее законодательство о социально-экономическом планировании и прогнозировании, экологическое законодательство и узкоспециализированные прогнозно-плановые документы, в совокупности составляющие организационно-правовые меры экономического обеспечения рационального использования земель.
В целях совершенствования правового регулирования планирования и прогнозирования использования земель предлагается законодательно определить юридическое значение актов прогнозирования и планирования развития земельных ресурсов республики. В Кодексе Республики Беларусь о земле следует закрепить положения, содержащие понятия планирования и прогнозирования рационального использования земель, а также о юридическом статусе и порядке принятия прогнозно-плановых документов, что позволит сформировать логически завершенную нормативную базу для планирования, прогнозирования и программирования рационального использования земель, на основании которой рассматриваемые организационно-правовые меры будут реализовываться. Данная мера позволит уточнить круг регулируемых общественных отношений и определить законодательство, которое следует применять к конкретным земельным отношениям.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без
гражданства в трудовых отношениях
Закон об иностранных гражданах указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной зак ...
Критерий
разграничения оснований приобретения права собственности
Основаниями возникновения права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, которые называются также титулами собственности. Основания приобретения права собственности принято подразделять на первоначальные и производные. А критерием разграничения данных оснований является ...
Следственные ситуации первоначального этапа расследования разбойных нападений
В отличие от криминалистической характеристики преступления следственная ситуация отражает характеристику процесса расследования. Она может быть определена как система информации, свидетельствующая о состоянии расследования на определенный момент времени, установленных по делу фактических данных, и ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).