Система федеральных судов

Страница 8

Другим средством обеспечения единства судебно-арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом РФ как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в РФ рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также оказывают влияние на судебно-арбитражную практику в силу авторитета судебных актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке надзора.

Хотя Высший Арбитражный Суд и рассматривает наиболее важные споры как суд первой инстанции, основной его функцией является обобщение и направление судебно - арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных разъяснений и осуществления надзора за судебной деятельностью в процессуальных формах.

Закрепленное в ст. 127 Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность арбитражных судов в иных формах.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституцией РФ 1993 г. (п. 1 ст. 1) продекларирован курс на построение правового государства в РФ, что предполагает разделение государственной власти на три самостоятельных ветви власти. Паритетное (равное) сосуществование этих ветвей власти призван обеспечить судебный конститу­ционный контроль. Опыт построения правовых государств показывает, что судебный конституцион­ный контроль с наибольшей эффективностью может быть обес­печен специально предназначенным органом судебного консти­туционного контроля — Конституционным судом, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В СССР, правопреемником которого является РФ, Конституционный суд был впервые учрежден в 1989 г. Так, в соответствии с Законом СССР от 23.12.1989 г. “О конституционном надзоре в СССР” в целях “обеспечения соот­ветствия актов государственных органов и общественных органи­заций Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик, охраны конституционных прав и свобод личности, прав народов СССР, демократических основ советского общест­ва” был учрежден Комитет конституционного надзора СССР”. Во время распада СССР с целью обеспечения верховенства Конституции РСФСР в РСФСР был учрежден Конституционный Суд РСФСР. Про­цесс его учреждения оказался настолько сложным, что потребо­валось фактически две самостоятельных редакции Закона РСФСР от 06.05.1991 г. “О Конституционном Суде РСФСР”. В связи с принятием Конституции РФ 1993 г. и в соответст­вии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 “О мерах по приведению законодательства Российской федерации в соот­ветствие с Конституцией РФ” выше ука­занный Закон утратил силу и, соответственно, прекратил суще­ствование Конституционный Суд РСФСР. В настоящее время в России действует Конституционный Суд РФ, учрежденный в 1994 г. Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Конституцией РФ (ст. .125) и ФКЗ РФ от 12.07.1994г. “О Кон­ституционном Суде РФ”,полномочия, состав Конституционного Суда РФ закреплены также в ст. 18 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе РФ”. Конституцион­ный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу­ществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционного судопроизводства Закон "О Конституционном Суде" относит также устность разбирательства (ст. 32), непрерывность судебного заседания (ст. 34). Своеобразие конституционного судопроизводства накладывает свой отпечаток на перечень и содержание его принципов: среди них нет указаний на законность, принцип презумпции невиновности, право на защиту, участие представителей народа и другие принципы правосудия. Это объясняется тем, что Конституционный Суд не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам. Функция осуществления конституционного контроля исключает участие в судопроизводстве обвиняемых, подсудимых, их защитников, истцов и ответчиков. Гражданин может принимать участие в конституционном судопроизводстве в ограниченных случаях, когда он поддерживает жалобу на то, что по его конкретному делу, рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также:

Понятие и значение льгот в системе социального обеспечения
Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII-XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуще ...

Понятие функций государства
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное ...

Права и обязанности детей
Декларация прав ребёнка провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные прав ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru