Право и закон » Внешние функции государства » Об­щесоциальное, классовое и национальное в функциях го­сударства

Об­щесоциальное, классовое и национальное в функциях го­сударства

Страница 3

Но подчеркнем: на основе исторического опыта человечества встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществ­лении национально-содержательной деятельности государства, особенно в современных условиях, когда так переплетаются национальные, политичес­кие, территориальные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнаци­ональных, этнических конфликтов. Кроме того, следует учитывать, что на Земле в настоящее время живет более 2000 этносов, большинство из которых в своем национальном самосознании понимает социальную ценность собст­венной государственности. Но возможно ли существование такого числа го­сударства на Земле, не рождает ли современное состояние государственнос­ти принципиально новые, в частности укрупненные, типы и формы государств? Появление Европейского сообщества, новая роль ООН, образо­вание СНГ свидетельствуют, что такие самоорганизующиеся синергетические процессы в истории государственности начались и должны осмысли­ваться также в рамках теории государства. В предыдущей главе - о форме государства - мы уже уделили внимание некоторым из этих проблем.

Здесь же, рассматривая общие вопросы взаимосвязи между устройством и функциями государства, следует обратить внимание и на то, что не только те или иные функции государства определяются устойчивыми характерис­тиками государства, но и сама форма государства может определяться его функциями.

Так, если государство ставит своей целью проведение агрессивных, захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный, антидемократический, подчас тоталитарный ха­рактер. И наоборот, формирование демократического политико-правового режима (господства права), опирающегося на разделение властей, народо­властие, на приоритет качества жизни, прав и свобод человека, становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспече­ния мирного существования, благоденствия общества, социальной и право­вой защищенности его граждан, их эффективной экономической и полити­ческой самостоятельности, трудовой деятельности.

Отметим также, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, яв­ляющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно, в таких государствах дело до­ходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, невер­ных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.

Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классо­вый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская иде­ология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также:

Разграничение норм гражданского права с нормами иных отраслей права
Общие нормы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства (т.е. в субсидиарном, восполнительном порядке). Это касается прежде всего сферы семейного права, где та ...

Значение состава преступления
В чем же состоит значение состава преступления? Для каких целей теория уголовного права использует это понятие? Следует отметить, что ни в одной норме УК прямо не упоминается о составе преступления, хотя конкретные составы преступления предусматриваются во всех нормах Особенной части. Более того, и ...

Прекращение государственно-служебных отношений
Государственная служба прекращается в результате увольнения государственной служащего на основании и в порядке, установленных правовыми актами. Оно возможно по инициативе самого государственного служащего и компетентного государственного органа или должностного лица. Основания увольнения по инициат ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru