Право и закон » Внешние функции государства

Внешние функции государства

Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесооб­разную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществля­ет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классифика­цию представляется делом совершенно невозможным. Цели эти, с одной стороны, чрезвычайно многочисленны, с другой стороны, при их изменчивости в зависимости от исторических и культур­ных условий чрезвычайно разнообразны. Государство выступает и в качестве хозяина, и в качестве организатора военной силы, и в качестве охранителя безопасности, и в качестве судьи, и в качест­ве хранителя культурных благ и т.д. Старое патримониальное го­сударство одной из своих целей имело организацию царской охоты, современное государство устраивает научные институты и музеи. Перечисление конкретных целей государства может соста­влять предмет чисто описательной дисциплины, изучающей ка­кую-нибудь государственную единицу в определенный период ее жизни, но такое исследование не может быть предметом общей те­ории государства. Практически каждая государственная органи­зация определенного типа культуры имеет некоторый постоянный круг заданий, который она принуждена бывает очертить и определить в процессе своей конкретной деятельности. В частности, государство западной культуры уже в период образо­вания абсолютной монархии составило каталог основных направ­лений государственной деятельности, так называемые Ressorts, сообразно которому и были построены основные отделы государственно-правительственного аппарата. Эмпирические очерта­ния этого круга государственных деятельностей настолько вошли в привычку в современном государстве, что они даже были приня­ты в революционные эпохи и со стороны правительств, стремя­щихся построить свой организационный аппарат совершенно на новых началах. Когда, например, советская власть приступила к организации своего правительственного аппарата, она построила его, в значительной степени придерживаясь того старого катало­га, который, как было указано, был составлен еще в эпоху абсо­лютной монархии. Ressorts коммунистической власти оказались внутренние дела, земледелие, труд, военное и морское дело, торго­вля и промышленность, народное просвещение, финансы, ино­странные дела, юстиция, продовольствие, почта и телеграф, дела национальностей. В основе таких заимствований лежат общие для современной культуры потребности, а также соображения технической целесообразности и потребность в разделении труда и в специализации.

Несколько иначе обстоит дело с изучением тех средств, при помощи которых государство выполняет эти цели. Причем под средствами мы будем разуметь:

1) материальные и технические ресурсы, необходимые при проведений в жизнь поставленных за­дач;

2) совокупность властных актов, к которым государство прибегает при достижении означенных целей и при применении необходимых для этого достижения средств.

Что касается первых, то они столь же разнообразны, как и государственные цели. Госу­дарство ставит цели народного образования — средством здесь яв­ляется построение учебных заведений, следовательно, проведение прежде всего ряда чисто хозяйственных мер, далее подбор учителей, их подготовка, выработка планов преподавания и т.д. В процессе применения названных средств государство вхо­дит в сложный ряд деятельностей, которые также поддаются только эмпирическим классификациям. Однако государство есть властный союз — и в процессе постановки своих целей, и в приискивании средств для их осуществления оно поступает властно, оно приказывает, повелевает, распоряжается. Мы подходим здесь к средствам государственной деятельности в смысле общей фор­мы осуществления государственных задач во всем их многообраз­ном объеме. Таковые формы единообразны, поскольку в них всех заключается властный элемент. Во имя чего и как бы ни дейст­вовало государство — оно властвует и, следовательно, осуществ­ляет одинаковые властные акты. Виды этих властных актов не многочисленны, и классификация их может быть построена на внутренних необходимых принципах.

В настоящее время в общей государственной теории для обо­значения направления государственной деятельности применя­ется понятие государственной функции, причем под функцией понимают и цели, которые ставит государство, и средства, кото­рые применяются им для осуществления этих целей, и формы властных актов. Одинаково говорят и о хозяйственных функ­циях государства, и о функциях законодательства, хотя законо­дательство и не есть цель в смысле народного образования или финансов: законодательство есть один из способов выявления властвования, применяемый при осуществлении совершенно различных целей — и хозяйственных, и финансовых, и полицей­ских, и культурных. В последующем мы будем разуметь под функциями государства только форму его властных актов — по­нятие, единственно заслуживающее научного анализа в общей теории государства.

Смотрите также:

Конституция РСФСР 1978 года
Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали: 1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорски ...

Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
Современное законодательство не содержит легального и точного определения освобождения от уголовной ответственности, но это не мешает дать понятие самостоятельно. Основываясь на проведенном анализе главы 11 УК РФ можно сказать, что освобождение от уголовной ответственности - это отказ государства о ...

Гражданско-правовая природа ренты
Договор ренты принадлежит к группе институтов гражданского права, предусматривающих отчуждение имущества за плату или бесплатно. В первом случае имущество отчуждается с условием предоставления в обмен на него не только периодических рентных платежей, но и оплаты его стоимости. Однако более типичным ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru