Право и закон » Судебная власть в Российской Федерации » Конституционные принципы осуществления правосудия

Конституционные принципы осуществления правосудия

Страница 4

Конституционные основы правосудия, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. В общем виде, конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией РФ или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях. И частично это уже сделано в рамках принятых за последние годы федеральных конституционных законов, в частности: от 24 июня 1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 20 мая 1999 г «О военных судах Российской Федерации». Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции федеральных законов о прокуратуре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в законодательство о судоустройстве и судопроизводстве. Но хочется отметить, что хотя с начала 90-х годов в соответствии с Конституцией РФ был принят целый ряд законов регулирующих правила судопроизводства, однако исчерпывающего комплекса законов или единого закона, охватывающего все основные положения о судоустройстве РФ (в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции это компетенция РФ), до сих пор нет.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации; не должны противоречить Конституции РФ.

Вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета ч. 4 ст. 15 Конституции, провозгласившей составной частью правовой системы России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Сформулированные в соответствии с господствующими в обществе представлениями о наиболее рациональных и справедливых формах осуществления правосудия, конституционные принципы в своей взаимосвязи образуют систему, ту единую цепь, каждое звено которой характеризует отдельную сторону или грань правосудия. Рассматривая же все звенья этой цепи в единстве, можно уяснить сущность российского правосудия в целом.

Принцип законности. Законность – универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством, а часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Исходные положения законности, выраженные в ч. 2. Ст. 15 Конституции, носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76), конституции республик в составе России и уставы других субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы (пп. «б», «к», «л» ст. 72, ст. 76 Конституции РФ). Деятельность правоохранительный органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется также указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами. Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности. Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство. Вот почему Концепция судебной реформы в РФ, одобренная 24 октября 1991 г высшим законодательным органом России, предусматривает обновление судебной системы и уголовного судопроизводства, которое она рассматривает в качестве важнейшего и безальтернативного механизма защиты основных прав и законных интересов граждан в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Понятие, правовая природа и социальная обусловленность условно-досрочного освобождения от наказания
Институт условно-досрочного освобождения — это устойчивая группа правовых норм, которая регулирует определенную разновидность общественных отношений, касающихся условно-досрочного освобождения. Любые правоотношения основываются на соответствующих юридических фактах, и изучение этих фактов относится ...

Признаки и функции органов исполнительной власти
Признак- это характеристика предмета или явления, которая выступает ориентиром в построении деятельности. Согласно Ю.А. Тихомирову, федеральным органам исполнительной власти присущи следующие признаки: федеральный орган исполнительной власти– это часть единой системы, системно организованная и дейс ...

Полномочия прокурора для реагирования на нарушения закона, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, которые конкретизированы в ст. 33 закона о прокуратуре. Прокурор вправе: Посещать в любое время органы и учреж ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru