Правовая природа участия прокурора

Страница 4

Кроме того, судами допущено и существенное нарушение норм процессуального права.

В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из положений данной нормы закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Однако он не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятия "значительное число граждан" и "неопределенный круг лиц" не равнозначны.

В первом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания.

Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.

Таким образом, по рассматриваемому делу прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, что в силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации являлось основанием для отказа в принятии заявления».

- Российская федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений.

И уже на этапе подачи заявление четко прослеживается отличие прокурора от истца как такового - форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, указанных в ч.1 и 2 ст. 131 ГПК, должны соответствовать положениям ч. 3 ст. 131. Так «в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином».

Как считает М.К. Трешников «указанные требования относительно содержания заявления, с которым прокурор обращается в суд, выступает в качестве гаранта соблюдения им тех положений закона, которые определяют случаи, когда прокурору предоставляется право инициировать гражданское дело в суде».

«Основанием для обращения в суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы и др.»

Как отмечает Осокина Г.Л., «поскольку прокурор обращается в суд с иском в защиту прав и законных интересов других лиц от своего имени, то исковое заявление в соответствии со ст.131 ГПК подается в суд в письменной форме и подписывается прокурором. Учитывая это обстоятельство, а также то, что носителем прокурорских правомочий в гражданском судопроизводстве выступает соответствующее должностное лицо, а не прокуратура как таковая, судья не вправе требовать от прокурора предъявления доверенности как от лица, чье право или интерес защищается таким иском, так и от руководителя соответствующего органа прокуратуры. Правомочие должностного лица органов прокуратуры на участие в деле в инициативной форме должно быть подтверждено его служебным удостоверением».

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в
В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Ми ...

Основные источники трудового права в Австралии
Прежде всего, следует отметить, что с 1 января 2010 года в национальной системе трудовых отношений Австралии произошел ряд существенных изменения. С этой даты действует единая система регулирования национальных трудовых отношений, актуальная для Нового Южного Уэльса, Квинсленда, Южной Австралии и Т ...

Характеристика завещания как односторонней гражданско-правовой сделки
Каким бы ни был уровень материального обеспечения гражданина (один владеет акциями и другими ценными бумагами, земельными участками, крупной недвижимостью, дорогостоящими транспортными средствами, другой – приватизированной квартирой и садовым домиком, третий имеет денежный вклад в банке, четвертый ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru