С позиций современной науки муниципальная экономика — это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования.
Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципального образования.
Категория «благосостояние» имеет сложную структуру и распадается на несколько составных элементов.
Основными из них являются продукты (товары, услуги), занятость населения, «внешние эффекты», благоустройство территории.
Цели муниципальной экономики, касающиеся обеспечения населения продуктами (товарами, услугами) связаны с тем, чтобы выявить потребности местного сообщества в товарах и услугах и разработать стратегические проекты их удовлетворения. При этом следует учитывать качественную неоднородность необходимых людям продуктов: часть из них может быть доведена до конечного потребителя без участия местных органов власти и управления (исключительно через рыночный механизм), другие, — так называемые общественные товары и услуги, не находят поддержки в лице частного капитала, и поэтому ответственность за их производство ложится непосредственно на плечи местных властей.
В первом случае задачи органов местного самоуправления минимальны. Они сводятся к установлению контактов с частными предпринимательскими структурами по вопросам контроля за качеством предоставляемых ими товаров, ценовой политики, соблюдения санитарных и экологических норм, централизованных закупок для малообеспеченных районов и т. п.
Второе направление хозяйственной деятельности органов местного самоуправления более объемно по своему содержанию. Производство общественных благ является, как правило, малорентабельным и поэтому требует существенных затрат на поддержание его в функциональном состоянии. Но поскольку финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитетов, обычно недостаточно для эффективного решения всех местных проблем, то перед органами местного самоуправления постоянно возникает вопрос о возможностях изыскания дополнительных денежных средств для финансирования муниципальных предприятий. Таким образом, осуществляя собственное производство и предоставляя населению муниципального образования общественные товары и услуги, органы местного самоуправления вносят определенный вклад в достижение цели развития местного сообщества, но при этом вынуждены постоянно соотносить потребности местного населения с собственными материально-финансовыми возможностями и предпринимать активные меры в направлении поиска дополнительных источников пополнения муниципальной казны.
Одной из ключевых стратегических целей муниципальной экономики является создание на территории муниципального образования дополнительных рабочих мест. При этом важно добиться оптимального соотношения новых, создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются.
«Внешние эффекты», т. е. не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках, в системе муниципальных экономических отношений могут быть как положительными (например, утилизация отходов), так и отрицательными (например, загрязнение окружающей среды). С точки зрения муниципального образования важно знать, какое именно воздействие могут оказывать принимаемые решения на общую социально-экономическую ситуацию в районе, и стремиться к максимизации внешних положительных эффектов.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков
Открытое гражданское общество - это живой организм и его жизнеспособность зависит от степени свободной, активной и творческой деятельности его граждан. Открытое общество динамично. Оно растет и меняется в зависимости от того, как люди осуществляют свою собственную судьбу, как они открывают новое дл ...
Понятие состава преступления. Виды составов
преступления
В действующем уголовном праве преступлением признается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое посягательство на охраняемый уголовным законом правопорядок. Следует указать на четыре признака преступления: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Любое п ...
Правовое регулирование прекращения предпринимательской деятельности
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предпринимательская деятельность прекращается по инициативе предпринимателя, собственника имущества, или по решению суда. Согласно п.1 ст. 57 ГК ликвидация представляет собой прекращение правосубъе ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).