По мнению А.В. Наумова, согласно которому признание документа важным для потерпевшего происходит на основе оценки фактических обстоятельств дела (в первую очередь, установление степени важности похищенного документа для конкретного потерпевшего). Таким образом автор признает понятие важного личного документа оценочным.
Понятие "официальный документ" включает в себя ряд важных личных документов, например, диплом об образовании, водительское удостоверение, доверенность на право управления автомобилем. Эти документы не только удостоверяют личность предъявителя, но и устанавливают факт наличия у субъекта определенных признаков, свойств, с которыми связываются предоставление прав или освобождение от обязанностей.
В Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, прямо предусмотрено, что при подаче заявления о предоставлении российского гражданства лицу необходимо предоставить паспорт своего родителя - гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства. Паспорт удостоверяет правовой статус гражданина Российской Федерации, т.е. совокупность его прав и обязанностей как гражданина. Следовательно, паспорт является не только личным, но и официальным документом, с которым связываются определенные правовые последствия.
Для иностранного гражданина, находящегося на территории нашей страны и подавшего заявление о приеме его в гражданство Российской Федерации, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Для регистрации по месту пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г., № 413 "О миграционной карте" предъявляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в Российскую Федерацию. Таким образом, паспорт и миграционная карта являются официальными документами.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 12 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. № 402 утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций. Таким образом, личная медицинская книжка является документом, предоставляющим ее владельцу право работать в системе общественного питания, образования и т.д., т.е. ее следует отнести к официальным документам. Подделка медицинской книжки в целях ее использования или сбыта должна преследоваться по ч.1 ст.327 УК РФ.
С наличием пенсионного удостоверения также связывается возможность пользоваться определенными правами. В Законе РФ от 9 декабря 1991 г. "О налогах на имущество физических лиц" сказано, что льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения.
Пенсионное удостоверение в ряде регионов Российской Федерации является документом, предоставляющим право на бесплатный проезд в общественном транспорте или на льготную оплату проезда. Следовательно, пенсионное удостоверение не только удостоверяет личность, но и представляет собой официальный документ, предоставляющий определенные права.
Все перечисленные документы имеют определенные реквизиты, что также является одной из характеристик официального документа.
Верховный Суд РФ в ряде постановлений по конкретным делам при квалификации содеянного по ч.2 ст.325 УК РФ (похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа) указывал, что паспорт, удостоверение, медицинская санитарная книжка являются важными личными документами, но не относятся к числу официальных.
Данный подход был распространен правоприменительными органами и на ст.327 УК РФ. Представляется, что такая позиция не основана на положениях уголовного закона. В данном случае механически, без надлежащей оценки было взято на вооружение приведенное мнение Верховного Суда РФ, которое возникло не случайно. Дело в том, что в разных частях ст.325 УК РФ закреплена ответственность за похищение или повреждение официальных документов (ч.1 ст.325 УК РФ) и похищение паспорта гражданина или другого важного личного документа (ч.2 ст.325 УК РФ). Законодатель в силу каких-то соображений вычленил из всех видов официальных документов именно паспорт и другие важные личные документы, установив за их хищение ответственность в самостоятельной норме. Именно это обстоятельство было учтено Верховным Судом РФ, который пришел к единственно правильному выводу, указав, что похищение подобных документов квалифицируется только по ч.2 ст.325 УК РФ и дополнительной квалификации по ч.1 ст.325 УК РФ не требуется. Норма, содержащаяся в ч.2 ст.325 УК РФ, является специальной по отношению к норме общей, содержащейся в ч.1 ст.325 УК РФ. В соответствии с ч.3 ст.17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Анализ Определения Конституционного Суда Российской Федерации №1862-О-О от
21 декабря 2011 года
В данной главе мы перейдём непосредственно к анализу Определения Конституционного Суда Российской Федерации №1862-О-О от 21 декабря 2011 года. В своей жалобе ОАО «Ксеньевский прииск» просит признать несоответствующими конституции статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах» в той части, в котор ...
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ
Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей. Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с ...
Границы муниципальных образований: понятие, порядок
установления, изменение и преобразование
Статья 11 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержит общие положения об установлении границ муниципальных образований. Часть 1 ст. 11ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" устанавливает перечень требований, в соответствии с ко ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).