В связи с широким распространением осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет одним из актуальных вопросов сегодня является вопрос использования товарных знаков в сети Интернет, в том числе в доменных именах. При этом в специальной литературе нет единого мнения в отношении места доменных имен в системе объектов интеллектуальной собственности. Так, некоторые авторы считают, что доменное имя является новым средством индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров (работ, услуг), тогда как другие полагают, что доменное имя не может являться таковым [20, c. 27].
При этом в действующем законодательстве Республики Беларусь доменное имя не признается самостоятельным объектом интеллектуальной собственности: согласно нормам Закона использованием товарного знака признаются его использование в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени). Таким образом, доменное имя может выступать лишь в качестве одной из форм использования соответствующих средств индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров (работ, услуг). Соответственно, согласно белорусскому законодательству доменное имя также не пользуется правовой защитой как объект права интеллектуальной собственности.
С одной стороны, у доменного имени и товарного знака нет ничего общего: доменное имя – это электронный адрес, который способствует отличию одних сайтов в сети Интернет от других, а товарный знак – обозначение, отличающее товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Однако, если при помощи конкретного сайта происходит оказание услуг или продажа товаров, то функции доменного имени в определенной мере совпадают с функциями товарного знака [17, c. 38].
При этом наиболее проблематичным является использование товарных знаков в качестве наименований доменов. Регистрируя доменное имя, пользователь должен придерживаться принципа уникальности, который реализуется посредством невозможности наличия в Интернете двух одинаковых доменных наименований. Хотя в принципе возможно наличие двух сайтов с одинаковым именем, но лишь при условии, что они находятся в разных доменах (например, adidas.com и adidas.ru). В то же время, между владельцами товарных знаков и владельцами доменных имен могут возникнуть два основных вида конфликтов: киберзахват и регистрация схожего до степени смешения доменного имени [22].
Так, киберзахват – это регистрация доменных имен, аналогичных товарным знакам, права на которые принадлежат другим лицам. При этом следует отметить, что третьи лица могут использовать деловую репутацию субъекта хозяйствования, зарегистрировав похожее доменное имя (например, skidki.by и ckidki.by). Одновременно доменное имя может быть использовано недобросовестными участниками делового оборота вне Интернета, например, для индивидуализации товаров и услуг или даже в качестве фирменного наименования юридического лица.
В данной ситуации в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона имеет место нарушение прав владельца товарного знака. Таким образом, если в дальнейшем лицо докажет, что обладает товарным знаком, совпадающим с доменным именем, оно может потребовать перерегистрации последнего на свое имя. Такой подход фактически дает возможность отобрать доменное имя у любого лица, не зарегистрировавшего товарный знак (достаточно будет просто зарегистрировать на свое имя товарный знак). Однако данное правило применимо в том случае, если владелец доменного имени, которое аналогично или схоже до степени смешения с товарным знаком другого лица, занимается такой же деятельностью, что и владелец товарного знака.
С другой стороны, одного лишь факта регистрации доменного имени недостаточно для того, чтобы запретить другим лицам его использование, поскольку согласно белорусскому законодательству доменное имя не является объектом права интеллектуальной собственности. Однако для юридической защиты своих интересов в отношении доменного имени субъекту хозяйствования можно зарегистрировать доменное имя в качестве товарного знака (знака обслуживания) в НЦИС.
Вместе с тем, следует помнить о рассмотренных выше ограничениях. В частности, не допускается регистрация товарных знаков, не имеющих признаков различия, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта. Например, нельзя зарегистрировать доменное имя moloko.by в качестве товарного знака для напитков, однако это допустимо в отношении ночного клуба [26].
Таким образом, регистрация доменного имени в качестве товарного знака является достаточно надежной юридической защитой интересов его владельца в отсутствие законодательного признания доменного имени как средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг. И хотя норма п. 3 ст. 3 Закона не указывает на возможность нарушения прав владельца товарного знака путем использования его в сети Интернет, тем не менее, иное введение в гражданский оборот следует расценивать как охватывающее и такой способ использования.
Общая характеристика
земель сельскохозяйственного назначения Черноморского района
Рис.7 Черноморский район Черноморский район — один из 14 районов Крыма. Центр района — пгт Черноморское. Площадь района – 1509 км². Занимает территорию Тарханкутского полуострова на крайнем западе Крыма. Большую часть территорию Черноморского района занимает распаханная холмистая равнина. Морс ...
Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве
Юридическая ответственность является завершающим звеном действия правового механизма в любой сфере общественных отношений. Не является исключением и такая важнейшая в настоящее время область общественно значимого поведения как охрана и использование земель, обеспечение качества всей окружающей сред ...
Эволюционные изменения содержания терминов «правда» и «закон» в период с XI
по XVII век
На протяжении истории своего существования термины довольно часто меняют объем своего содержания: иногда за счет его расширения, а иногда, напротив, ограничения. В дохристианские времена термином «закон» обозначались обычные нормы («Закон русский»). После принятия Русью христианства значение этого ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).