Изначально наркотические растения и средства, изготавливаемые из них, употреблялись в лечебных целях, при исполнении религиозных обрядов и т. д.
Первые упоминания о проблеме употребления наркотиков на территории Древней Руси дошли до нас из текстов различных вариантов Русской Правды, Княжеских Уставов и Грамот, принятых с VIII по XI в. Данный исторический период характеризовался острым противоборством между распространявшей свое влияние на территории Древней Руси православной церковью и жрецами славянского язычества. Во времена, предшествующие Крещению Руси, жрецы являлись административной инстанцией княжеской власти, занимающейся контролем оборота зелья (наркотиков) в лечебных и обрядных целях.
С Крещением Руси (938-939 гг.) функция контроля над зельем переходит от жрецов к Церкви. Священнослужители, наделенные полномочиями розыска, изобличения и поимки лиц, незаконно занимавшихся оборотом наркотиков в формах «ведьства», «зелиничства», «потворов», «ча-родеяния», «волхования», стали преследовать жрецов, волхвов и других представителей язычества.
Нарушителей правил обращения с зельем по Уставу князя Владимира Мономаха «О десятинах, судах и людях церковных» (XI-XII вв.) предписывалось подвергать жестокому преследованию вплоть до лишения жизни . Широкое распространение в это время получили такие виды наказания, как взыскание штрафа в пользу митрополита и сжигание на костре.
Борьба церкви с представителями язычества продолжалась до XV в. Церковной и монашеской администрации значительно облегчили борьбу с незаконным оборотом наркотиков принятые во второй половине XV в. Судебники 1497, 1550 гг. и Стоглав 1550 г., которые систематизировали разрозненные «антинаркотические» нормы древнерусского права.
Позднее полицейские функции в области государственной монополии по охране медицинского обслуживания населения, в том числе и наркосодержащими лекарствами, Соборное Уложение 1649 г. передает от церкви к воеводам, подчиненным Земскому приказу (в пределах г. Москвы) и Разбойному приказу (в пределах Московского уезда). Согласно положениям Соборного Уложения 1649 г. к числу наркотиков был причислен табак, курение которого из рога строжайше преследовалось.
С 1672 г. на территории Руси повсеместно открываются аптеки, называемые в народе «кухнями ведьм». Это приводит к частичной передаче контроля за использованием наркотикосодержащих лекарств аптекарям и лекарям.
Петр I Артикулами Воинскими 1715 г. ввел незаконное врачевание в разряд политических преступлений «против веры».
Закон от 23 апреля 1733 г. «Об учреждении полиции в городах» и «Устав благочиния» и «Полицейский устав» от 8 апреля 1782 г. предоставляют право чинам полиции пресекать незаконные действия с наркотиками, наркотикосодержащими растениями и лекарствами, а также осуществлять наказание виновных лиц.
В Уложении о наказаниях в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие» имелось особое отделение, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих». Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи. В одной из них криминализировалось нарушение правил хранения, отпуска или использования такого рода средств ответственным лицом аптек и производств; в другой — лицом, имеющим право их использовать; в третьей предусматривалась ответственность лиц, виновных в хранении для продажи или в продаже сильнодействующих и ядовитых веществ без лицензии или с нарушением ее условий.
В России в 1915 г. указом императора России «О мерах по борьбе с опиумом» по территории Приамурского, Иркутского генерал-губернаторства Забайкальской области в уголовное право были введены понятия «хранение, приготовление и перевозка наркотиков».
После I Мировой войны наркомания стала серьезной социальной проблемой, а в некоторых районах потребление наркотиков приобрело размах бедствия.
Было принято решение возложить на международную организацию Лигу Наций контроль за международным сотрудничеством в области борьбы с распространением наркотиков, а также было принято два международных правовых акта:
Женевское соглашение о запрещении производства, внутренней торговли и использования очищенного опиума – от 11.02.25
Международная конвенция по опиуму, подписанная в Женеве 19.02.25. СССР присоединился к данной конвенции 29.11.36 г.
Торговцы наркотиками стали объединяться в международные преступные организации, в связи с чем и возникла необходимость введения международных уголовно-правовых мер ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Женевская конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами от 26.06.36 г. предусматривала возможность выдачи преступника иностранному государству для привлечения к ответственности.
Дисциплинарная ответственность за
нарушения земельного законодательства
Статья 75 Земельного кодекса предусматривает дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответ ...
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государств. Правовой фо ...
Пределы действия финансово – правовых актов во времени
Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).