Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической).
С узкой позиции бюджетный процесс представляет собой деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. С широкой позиции, бюджетный процесс – это комбинированная категория, включающая в себя собственно процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; бюджетное право; систему бюджетов; бюджетную систему и бюджетный механизм, т.е. систематизирующая весь комплекс отношений организации и управления бюджетами всех уровней власти посредством бюджетного механизма, закрепленных норм бюджетно-налогового права.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетный процесс как «регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнение осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.
С экономической точки зрения бюджетный процесс имеет определенные стадии. В одном бюджетном цикле стадии бюджетного процесса следуют друг за другом строго последовательно. Но все же, на практике стадии могут осуществляться одновременно. Например, с исполнением бюджета готовится проект бюджета на следующий финансовый год, а также формируется отчет исполнения бюджета, реализуется аналитическая и контрольная деятельность. Все же, некоторые вопросы методологии, процедуры технологического характера остаются не достаточно проработанными в законодательстве.
В научной литературе формирование бюджета муниципального образования проходит 4 стадии (рис.2):
Рисунок 2 Стадии бюджетного процесса
Проанализируем каждую из стадий бюджетного процесса, выделим ее особенности и сложности ее исполнения.
Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования, включая подготовку сводных финансовых балансов, которые входят в основу проекта бюджета.
Таким образом, бюджетное планирование и прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, при котором формируются основные показатели бюджета, оцениваются его доходные возможности с позиции установленных расходных обязательств.
Качество бюджетного планирования определяется не только совпадением планируемых и фактических сумм доходов и расходов, но и определением резерва роста доходов и поиском направлений оптимизации расходов, то есть их сокращение.
Для обеспечения качества бюджетного планирования на муниципальном уровне и эффективного выполнения бюджетного процесса необходимо соблюдать определенных условий, подразделяющиеся на объективные и субъективные (См. таблица 2).
Сравнительный анализ плановых и отчетных показателей бюджета свидетельствует о том, что формирование первоначального бюджетного плана носит весьма приблизительный характер. При оценке деятельности органов власти муниципального образования необходимо это учитывать. Это позволит повысить заинтересованность в качестве бюджетных планов.
Права и обязанности детей
Декларация прав ребёнка провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные прав ...
История усыновления
Усыновление как “искусственное сыновство”, как прием “стороннего” в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось ос ...
Сущность дисциплинарной ответственности
В ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность, которой является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение грехов, связанных с трудовой деятельностью, если ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).