Русская культура средневековья представляла собой универсальный сплав очень широкой и разнообразной информации, усвоенной и переработанной на отечественной почве с учетом сложных, специфических условий становления единого и независимого государства. В этот период Иван Пересветов приехал в Москву, когда в России был пик ее культурного расцвета.
Пересветов знал византийскую политическую доктрину; он знал и произведения выдающихся русских писателей и публицистов, как его предшественников, так и современников. Пересветов был даже с некоторыми из них знаком лично. Он постоянно был в центре внутрицерковной полемики нестяжателей и иосифлян, затрагивающих интересы церкви, но также и интересы государства.
Когда Пересветов находился в странах западной Европы, он знакомился и с западноевропейской литературной культурой.
Поэтому во времени написания своих сочинений Иван Пересветов был всесторонне образованным человеком.
В жизни любого государства, Иван Пересветов придает самого важного значение правде. По его мнению, как соблюдается в государстве правда, будет зависить процветание его. Потеря же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель.
В русской политической идеологии, мысль о правде как о главном условии существования государства была распространенной. Государственный деятель и писатель Федор Карпов так же и современник Пересветова высказывал в послании митрополиту Даниилу, «Правда есть потребна во всяком градском деле и царстве». Однако если у Карпова данная идея покоится на фундаменте философского наследия прошлого (главным образом на сочинении Аристотеля «Никомахова этика»), то у Ивана Пересветова она обосновывается политическим-опытом прошлого – конкретными фактами из истории реально существовавших и существующих государств.
С лотерей правды греками Иван Пересветов связывал, например, падение Византии. В «Сказании о Магмет-салтане» им были названы причины, по которым правда ушла из этого государства. Поведении греческих вельмож, это и есть главная из них. Они пользуясь своим положением, «богатели от слез и от крови роду человеческаго, и праведный суд порушали, да неповинно ссужали по мадам», это были представления Пересветова.
В «Повести об основании и взятии Царьграда» Иван Пересветов описал, каким образом правда уходила из этого города. По его словам, «нощи убо против пятка рсветися весь град, видев же стра-жие градцкия течаху видети бывшее чюдо, чааху бо: турки зажго-ша град; и возкричаша велиим гласом, и собрашася многия люди. Видев же у великий церкви Премудрости Божий у верха из окон пламень огненный великий изшедши и окружившу всю шею церковную на долгий час, и собрався пламень во едино место премени-ся, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо… Свету же оному до небес достигшу, отверзошася двери небесныя, и, прият свет, и паки затворишася небеса». Позже Пересветов приводит толкование этого знамения патриархом Константинопольским. Патриарх якобы сказал последнему византийскому императору Константину, что «свет неизреченный» ушел на небо. «И сие знаменует, яко милости Божий и щедроты его отъидоша от нас, грех ради наших…».
Таким образом, Иван Пересветов выразил мысль, что правда нетленна, хотя она и предметна, и зрима. Правда – это «свет неизреченный». Не найдя себе пристанища на грешной земле, она будет с неба светить людям.
Обязанности безработного гражданина
Рассказывая об услугах в сфере занятости, чаще всего мы говорим о правах безработных граждан и о государственных гарантиях в этой области и как-то редко вспоминаем об обязанностях безработных, хотя законодательством о занятости предусмотрены не только права, но и определенные обязанности безработны ...
Специфика государственных методов управления
Методы государственного управления — это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им объекты управления. Методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления. Метод ...
Цели участия защитника в уголовном процессе
Уголовно-процессуальный кодекс дает официальное толкование категории "защитник". Статья 49 закрепляет – защитником является лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и законных интересов, подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производств ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).