Дополнительные подготовительные действия требуется провести в случае опознания в условиях, когда опознаваемое лицо не наблюдает опознающего. Об обеспечении таких условий вправе попросить опознающий для обеспечения собственной безопасности. Такая просьба может быть продиктована страхом расправы либо иными причинами. Помимо обязательного в таком случае выполнения условия невидимости опознающего, следователь обязан предупредить участников следственного действия о том, каким образом будет проводиться предъявление для опознания и разместить понятых в месте нахождения опознающего. Техническая сторона обеспечения исключения визуального наблюдения опознаваемого опознающим зависит от следователя, который выбирает условия проведения следственного действия с учётом конкретной ситуации и может использовать в вышеуказанных целях различные помещения, либо одно помещение с перегородкой или различной освещённостью. Нам представляется уместным обратить внимание на опыт большинства зарубежных стран, где в таких случаях широко используются зеркальные стёкла, исключающие возможность наблюдения опознающего опознаваемым.
Уделим внимание такому аспекту проведения предъявления для опознания, как постановка вопросов перед опознающим. Следователь должен помнить, что посвящать в фактические обстоятельства дела присутствующих свидетелей и понятых нежелательно, тем более, что это может повлиять на заинтересованность последних в исходе дела. Кроме того, зачастую умалчивание об обстоятельствах дела диктуется не только соображениями тактики, но и этики, как, например, по делам об изнасиловании. Поэтому целесообразно ставить перед опознающим вопросы в такой форме, которая может дать непосвящённым в суть присутствующим минимум информации о деле. Например, «не опознаёте ли Вы среди предъявляемых Вам лиц человека, о котором Вы давали показания при допросе такого-то числа?».
При предъявлении для опознания опознающий может просить группу лиц, предъявленную для опознания, совершить те или иные действия, направленные на улучшение возможности опознания, то есть, может попросить, встать, подойти ближе к свету, повернуться и т.д. Следователь же должен уделять особое внимание эмоциональному состоянию как опознаваемого, так и опознающего. Повышение эмоциональности опознаваемого может быть уличающим его в совершении преступления либо свидетельствовать о готовящейся попытке физического воздействия на кого-либо из участников следственного действия с целью побега. Но заметим, что в любом случае, опознаваемый заранее должен быть предупреждён о недопустимости каких бы то ни было реплик, угроз, жестов и т.д.
Изменение эмоций у опознающего может свидетельствовать об узнавании. Известны случаи, когда поведение и реакция опознающего говорили о том, что он узнал человека, однако, отрицает это в силу ряда причин. Подобное случается, если следователю не в полной мере удалось в ходе предварительного допроса и иных мероприятий по подготовке к предъявлению для опознания преодолеть опасения опознающего или его жалость к преступнику. При наблюдении изменения поведения опознающего, важно воздержаться от попыток дать ему психологический толчок для отказа от отрицания узнавания. Это может быть расценено как попытка подсказки, что противоречит Закону.
Отметим, что при подготовке к предъявлению для опознания необходимо решить вопросы обеспечения охраны опознаваемого и подготовку необходимых технических средств фиксации следственного действия. Охрана опознаваемого, как правило, необходима в случае проведения предъявления для опознания вне кабинета следователя. В таких ситуациях увеличивается вероятность побега, так как этому способствуют условия. В иных случаях действия по охране опознаваемого ограничиваются исключением возможности попыток нанесения им телесных повреждений участникам следственного действия. Необходимость использования технических средств фиксации обусловлена тем, что наличие записей следственных действий может способствовать правильной оценке доказательственного значения опознания. Для фиксации используется аудио- и видеозаписывающая аппаратура.
Особенности государственного
управления машиностроительным комплексом и радиотехническим производством на
современном этапе
Машиностроительный комплекс является базовым комплексом экономики государства. В него входит 139 предприятий станкостроения, машиностроения, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, инструментального производства и металлургии. Госуда ...
Система органов государственного управления в субъектах РФ
В сфере государственного управления институты власти представлены системой органов государственной власти. Российская Федерация является территориально-национальной федерацией, т.е. относится к смешанному типу: в её основу положены и территориальный, и национальный принципы формирования субъектов ф ...
Стороны в договоре, их права и обязанности
В роли заказчика в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать любо юридическое либо физическое лицо. Напротив, возможность участия в качестве подрядчика ограничена. Принимать на себя обязанности проектировщика (изыскателя) могут лишь субъекты, имеющие лишь специальную ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).