Также отметим, что следователю необходима особая психологическая подготовка в тех случаях, когда опознающими являются подозреваемый и обвиняемый. Данные категории лиц при допросах зачастую занимают позицию обороны и не дают в отношении себя показаний. Поэтому следователь прежде всего решает задачу изменения линии поведения допрашиваемого. При преодолении негативной установки подозреваемого и обвиняемого тактика допроса сводится к выяснению необходимых для проведения предъявления для опознания вопросов.
Проведение предшествующего предъявлению для опознания допроса решает задачу уяснения всех обстоятельств наблюдения опознаваемого объекта, таким образом давая возможность судить о целесообразности проведения предъявления для опознания.
Кроме того, деятельность по подготовке к предъявлению для опознания включает в себя выбор времени для предъявления для опознания; выбор условий, наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания; приглашение понятых и т.п.
При выборе времени для опознания следует учитывать рекомендации психологов, касающиеся того, что «лучшие результаты опознания получают на 6-7-й день с момента восприятия».
Выбирая место предъявления для опознания, которым чаще всего является кабинет следователя, необходимо помнить о достаточном просторе помещения, для того, чтобы в нём смогли разместиться все участники следственного действия, а также об освещённости. Кроме того, «следует учитывать удалённость предмета от наблюдателя, положение объекта по отношению к линии взора наблюдателя, различное представление лица о цвете объекта при изменении освещения». Учёт всех вышеуказанных факторов позволит добиться положительных результатов проводимого следственного действия. При необходимости следует максимально точно воссоздать те условия освещённости, при которых происходило наблюдение, а также воссоздать иные факторы, которые могут иметь значение при опознании.
Особое значение при предъявлении для опознания имеет грамотное решение организационных вопросов. Так, следователь должен исключить возможность встречи опознающего и опознаваемого до проведения следственного действия. Это требование обуславливается тем, что условия, в которых может произойти встреча, может натолкнуть на мысль о роли каждого лица в предстоящем следственном действии. Например, если опознающий столкнётся в коридоре с лицом, доставляемым в кабинет следователя в наручниках и под конвоем, то вопрос о том, кто является опознаваемым, а кто статистами в предъявлении для опознания, отпадёт сам собой и смысла в проведении следственного действия не будет. В таком случае целесообразно заблаговременно разместить опознающего в отдельной комнате. Важным моментом является определение способа приглашения опознающего в помещение, где должно производиться предъявление для опознания. Способ приглашения не должен порождать сомнения ни у кого из участников следственного действия в том, что опознающий при этом каким-либо образом может быть уведомлен о месте расположения опознаваемого. Наиболее рациональным является вызов опознающего по телефону или селекторной связи. В этом случае помещение, где проводится следственное действие, никто не покидает.
Если же встреча опознаваемого и опознающего до проведения предъявления для опознания всё же состоялась и проводить опознание не имеет смысла, возможным выходом из такой ситуации представляется проведение очной ставки. В таком случае дополнительно следует получить согласие обеих сторон на её проведение.
При осуществлении практической деятельности нередко случается отступление от тактических правил предъявления для опознания. Подобное происходит в том случае, когда процесс узнавания осуществляется дважды – сначала в ходе оперативно-разыскных действий, когда при опросе потерпевшего или свидетеля о признаках преступника ему предъявляются фотоальбому лиц, состоящих на учётах, а затем потерпевшему или свидетелю предъявляется для опознания лицо уже в уголовно-процессуальном порядке – в ходе следственного действия. Отмечается, что в таком случае возможно опознание не преступника, а лица, чью фотографию запомнил опознающий. Для избежания нарушения тактики предъявления для опознания Р.С.Белкин предлагает два варианта. В первом случае, если опознание по фотографиям проводилось до возбуждения уголовного дела, его необходимо задокументировать согласно Федеральному Закону «Об ОРД», где говорится о допустимости «отождествления личности в ходе оперативно-разыскной деятельности». Впоследствии, именно этот факт отождествления может быть использован в качестве доказательства, согласно общему порядку использования результатов ОРД. Второй вариант предполагает отказ от предъявления фотоальбомов и розыск лица по указанным на допросе приметам и его предъявление для опознания после возбуждения уголовного дела. Если же розыск затруднителен, то предъявление фотоальбомов следует осуществлять после возбуждения уголовного дела. В таком случае, такое действие будет являться предъявлением для опознания по фотоснимкам.
Субъекты доказывания
Субъектами, или участниками гражданских процессуальных правоотношений, являются граждане и организации. Наряду с ними в гражданских процессуальных правоотношениях могут участвовать иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица. Всех участников процесса принято де ...
Внутренние функции государства
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная. Экономическая функция государства заключае ...
Установление фактов, имеющих юридическое значение
В порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: факта нахождения на иждивении; факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, ра ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).