Термин «международное право» возник в средние века. В основе его зарождения были авторитет и международное признание авторитета римского права, в котором содержались нормы, рассчитанные на регулирование отношений, возникающих между римскими гражданами и иностранцами, а также иностранцев между собой на территории Рима. Такое право называлось «jus gentium» – право народов. Позже это понятие трансформировалось в «jus inter gentes» – право между народами, или международное право.
Первые шаги к формированию принципов международного права государства сделали в середине XVII в. По мнению специалистов, основные положения международной политической системы были заложены вестфальскими мирными договорами (после заключения Вестфальского мира в 1648 г.) и остаются незыблемыми (в том числе и в Российской Федерации) до настоящего времени. Основными среди них являются: «верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства; независимость в международном общении; обеспечение целостности и неприкосновенности территории».
С середины XX столетия международное право стало выполнять роль интегратора в процессе формирования национальных правовых систем. Оно создает «условия для все более активного использования «правовых образцов» других стран,… гармонизации национальных законодательств и тесного переплетения национальных и «внешних» норм». По своей природе являясь преимущественно договорным, оно уделяет большое внимание процедуре заключения и выполнения международных договоров.
Международное право формируется посредством источников двух видов: основных – резолюции Совета Безопасности ООН, международные договора, конвенции, протоколы и обычаи; вспомогательных – общепризнанные принципы права, судебные решения и доктрины.
В отношении национальных правовых систем международное право выполняет следующие основные функции:
– координирующую – посредством установления общеприемлемых стандартов поведения субъектов международного права;
– регулирующую – посредством восприятия государствами устанавливаемых императивов правового поведения;
– охранительную – посредством возможности обращения государств за защитой нарушенных прав и законных интересов в соответствующие международные структуры;
– обеспечительную – посредством применения мировым сообществом комплекса мер (политических, экономических, правовых, военных и т.д.) по отношению к государству, позволяющему осуществлять действия в отклонение от общепринятых принципов.
Кодификация международного права рассматривается как один из важнейших способов международного правотворчества, выражающийся в процессе систематизации действующих норм с целью устранения возникающих противоречий, восполнения пробелов и замены устаревших норм на новые.
Она может быть официальной (разработка и принятие международных договоров) и неофициальной (разрабатывается в частном порядке общественными организациями или учеными-правоведами). Результаты неофициальной кодификации нередко используются при подготовке норм международного права.
О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права коммунальной
собственности на недвижимое имущество
Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если её иная принадлежность не доказана. Конституция Республики Казахстан гласит: “В Республик ...
Место и роль юридического лица в современном гражданском
обороте
Появление института юридического лица было вызвано потребностями экономического оборота. Поэтому и сегодня юридические лица в любом правопорядке – это, прежде всего, различного рода предпринимательские объединения, играющие роль в экономике любого государства. Существуют различные классификации юри ...
Сметно-финансовый расчет
Расчет сметной стоимости комплекса работ: топографическая съемка промтерритории, создание электронного топографического плана М 1: 500, создание ГИС предприятия, установка программного обеспечения, обучение специалистов (нормируется по согласованию с Заказчиком). Объект: промплощадка площадью 20 га ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).