Вплоть до середины 3 века до н.э. господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим свое отражение и в законах 12 таблиц. Квиритское или цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства – общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам обладавшим римским гражданством, и рассматривалась как особая привилегия римского гражданина. Совокупность правомочий, которое цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества. Борьба плебеев за равноправие с патрициями завершилась их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.
Квиритское право отражало примитивные отношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью жрецов – понтификов. Вместе с тем оно отличалось строгостью, суровостью и точностью. Особенно точно в архаичном римском праве регулировались имущественные отношения и в первую очередь – право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. К 3 веку до н.э консервативное по своей роли цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.
Уже в древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть правом собственности, было их деление на маниципируемые и неманиципируемые вещи. К первой группе относились земли в Италии, рабы, домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права. Ко второй – все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Отчуждение вещей принадлежавших к первой группе могло быть только посредством манципации – процедуры, требовавшей сложной и торжественной обрядности. Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых « посредством меди и весов». Древнейшему праву известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к маниципируемым вещам так и к неманиципируемым. Эта процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора.
Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею.
Особым видом вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или в законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к манципируемым вещам. Наиболее древними и существенными из них были : право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженные повозки, право отвести воду с участка соседа.
Теоретико-правовые аспекты
недвижимости, как объекта гражданского права
Сложную ситуацию в правовом регулировании отношений, связанных с недвижимостью, определяют две главные причины: 1) размытость критериев разделения имущества на движимое и недвижимое; 2) отсутствие четкого понимания смысла и назначения процедур государственной регистрации прав. Рассмотрение вопроса ...
Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу? Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте ...
Правовое регулирование муниципальных выборов
Для современного этапа развития законодательства о муниципальных выборах характерно следующее: совершенствование федеральной системы правовых гарантий, призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения демократичных и свободных муниципальных выборов, их открытость и гласность, подлинн ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).