Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую популярность приобрели Институции Гая, которые давали сжатое и логически построенное изложение правового материала.
Институция Гая в основном посвящены разбору гражданского права. От институции других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам». Система, использованная Гаем была значительным шагом в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты. Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система оказала большое влияние на последующую историю права.
С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов – дача правовых консультации. Эти консультации оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.
Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официально значение. Эти юристы должны были записывать свои ответы, ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, то есть обязательную силу. Если таковые юристы по какому – либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.
Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во 2 – 3 веке н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты.
Источники права постклассического периода.
В связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения. Наибольшие изменения происходят в это время в источниках права, среди которых большую часть имело законодательство императора. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы. В 426 году законами Феодосия второго и Валентина третьего о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина и Гая.
Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом создали условия для проведения кодификации. Особенно оживленно работы по систематизации права проводились в восточной части Римской империи. Здесь в конце 3 века были составлены сборники римского права – Кодекса Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов с 196 по 365 год н.э., а в 438 году осуществлена первая кодификация императорских конституций. Всеобщая систематизация римского права была проведена в 528 – 534 годах, после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Обширные кодификационные работы, которые велись под руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юстиниана. Подготовка кодекса была поручена комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Кодекс Юстиниана был составлен с поразительной быстротой. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене. Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков. Целый ряд нововведений, содержавшихся в законодательстве Юстиниана, особенно в сборнике « 50 решений» делали необходимой разработку новой редакции кодекса Юстиниана. По примеру законов 12 таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли известные профессора константинопольской и бейрутской правовых школ. Составители дигест были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов, по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. Дигесты представляли собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тысяч строк, включающий более 9 тысяч текстов, взятых из книг римских юристов. В дигестах цитировались Ульпиан, Павел, Папиниан, Помпоний, Модестин. Структурно дигесты делились на семь частей и на 50 книг, которые в свою очередь делились на титулы, имеющие названия. Содержание дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк развития римского права, излагается понимание закона. Сравнительно немного дается место публичному праву, где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фикса, городском управлении и т.д. Наиболее полно в дигестах представленное частное право. Много внимания уделено наследованию, брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего, смягчение отцовской власти. В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийской действительности в 4 веке комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые положения. Придав дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.
Субъекты административной ответственности
Субъекты административного права - это физические и юридические лица (организации и индивиды), которые могут быть носителями административных прав и обязанностей и участниками административно-правовых отношений по закону. Юридическая возможность осуществлять административно – правовые отношения, бы ...
Основные нарушения права на благоприятную окружающую среду. Правовое регулирование ведения охотничьего хозяйства
Квартира З. находится на первом этаже многоэтажки, окна выходят во двор. Зимой автомобилисты долго прогревают двигатель машины перед тем, как ехать, и все выхлопные газы идут ко мне в квартиру. З. неоднократно делала замечания, но это ни к чему не приводит. В ответ каждый раз З слышу, что в холодно ...
Конституционализм в России 1905–1917 годов
Исходя из анализа конституционного развития России до 1905 года, можно сделать вывод о том, что российский конституционализм вполне может быть истолкован как внутрисистемный реформизм, имевший целью преобразовать самодержавие в правовое государство. При этом под конституционализмом следует понимать ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).