Право и закон » Гражданское право на образование » Образование как конституционное право граждан

Образование как конституционное право граждан

Страница 1

Образование – важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст.43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.

Российское государство, исходя из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ «Об образовании» провозгласило область образования приоритетной.

Как известно, Всеобщая Декларация прав человека 1948г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989г.

Развивая приведенное положение Декларации 1948г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952г. устанавливает, что «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями». Сама же Европейская конвенция 1950г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это – также важнейшая социально-политическая система образования любого государства.

Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно Закона РФ «Об образовании» гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Также на выбор языка обучения в пределах возможностей, представляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991г. «О языках народов РСФСР». Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

В ст.43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:

право на дошкольное образование;

право на основное общее образование;

право на среднее профессиональное образование;

право на высшее образование.

Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

В Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Сущность и содержание принципов оперативно-розыскной деятельности
Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающ ...

Создание буржуазной судебной систем
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществляется «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на ...

Идеальная совокупность преступлений и ее признаки
Исходя из закона, теория уголовного права различает два вида совокупности преступлений – реальную и идеальную. Деление совокупности преступлений на идеальную и реальную имеет определённое значение и для оценки общественной опасности этих форм совокупности. Нельзя согласиться с тем, что число действ ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru