5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;
6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;
7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.
В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью – политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса. Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида.
Говоря же о понимании конституции, следует обратиться к двум смыслам, которые вкладываются в это понятие: материальному и формальному. В материальном смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов или конституционных объектов, регулирующих важнейшие общественные отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов власти, а также основы внешней политики государства. Конституция в формальном смысле – это акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве. Подобное теоретическое понимание вопросов конституционного права также свидетельствует о прогрессе в конституционном развитии нашей страны.
Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет хотя и не очень продолжительный, но все же значительный опыт конституционного развития, обусловленный исторической и национальной спецификой нашего государства. Стоит отметить, что истоки конституционализма в любой стране неотъемлемы от истории общества и государства. Каждый этап развития последних характеризуется новыми моментами в социально-экономическом и политическом отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и так далее. Все вышесказанное следует учитывать и при характеристике конституционного развития нашей страны.
В науке принято выделять несколько этапов такого развития:
1) период становления и утверждения буржуазных обществ (первичный конституционный опыт, преобразования 1905 – 1907 годов);
2) этап создания социалистического государства (первые советские конституции и акты конституционного значения);
3) период расширения масштабов конституционного процесса и существенные изменения в его содержании (принятие Конституции 1978 года и изменений к ней, а также конституционные реформы 1988 – 1993 годов);
4) крушение авторитарного режима и вступление России на путь демократических преобразований общества и государства.
Первые конституционные проекты появились в Российской империи еще в XVIII веке, однако реальные действия в рассматриваемой области были предприняты только в 1905 – 1907 годах, когда царской властью были изданы отдельные акты, посвященные утверждению гражданских прав и реформированию системы органов государственной власти.
Основной опыт конституционного развития нашей страны приходится на советский период, который ознаменовался принятием четырех конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Каждая последующая Конституция во многом дублировала предыдущую. Кроме того, после вступления РСФСР в Союз Советских Социалистических Республик, российские конституции всегда принимались на основе советских конституций. Многие положения этих актов на практике не применялись, а система государственного устройства носила явно антидемократический характер.
Общественные тенденции, нараставшие с конца 70х годов, привели к необходимости реформирования конституционного устройства российского государства, в связи с чем в текст Конституции РФСР 1978 года был внесен ряд изменений. Не смотря на это, к началу 1988 года назрела необходимость конституционных реформ, которые и были осуществлены в два этапа. Первый этап, направленный на поддержание советского строя, был связан с принятием отдельных актов конституционного значения, что, тем не менее, не решило проблему. Второй этап был связан с утверждением основ нового строя. Завершение второго этапа конституционных преобразований естественным образом привело к необходимости принятия нового акта – ныне действующей Конституции 1993 года, в которой были учтены все нововведения в модели российского государства.
Понятие, содержание и признаки функции государства
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает». Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим ...
Состояние преступности несовершеннолетних
В настоящее время накоплен значительный статистический материал о преступности несовершеннолетних, в основном отработана методика его анализа. Но необходимо заметить, что основной статистический материал в литературе приходится на 1990-1996 гг. Все это позволяет оценивать достаточно реально состоян ...
Другие субъекты авторского права
Как уже говорилось выше, авторское право может перейти к другим (кроме автора) лицам на основании: а) определенных событий; б) договора. Лица, к которым авторские права переходят в результате событий К лицам, получившим авторские права без договора, в результате событий, относятся: 1) издатели сост ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).