Право и закон » Конституционное развитие России » Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Страница 2

5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;

6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;

7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.

В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью – политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса. Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида.

Говоря же о понимании конституции, следует обратиться к двум смыслам, которые вкладываются в это понятие: материальному и формальному. В материальном смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов или конституционных объектов, регулирующих важнейшие общественные отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов власти, а также основы внешней политики государства. Конституция в формальном смысле – это акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве. Подобное теоретическое понимание вопросов конституционного права также свидетельствует о прогрессе в конституционном развитии нашей страны.

Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет хотя и не очень продолжительный, но все же значительный опыт конституционного развития, обусловленный исторической и национальной спецификой нашего государства. Стоит отметить, что истоки конституционализма в любой стране неотъемлемы от истории общества и государства. Каждый этап развития последних характеризуется новыми моментами в социально-экономическом и политическом отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и так далее. Все вышесказанное следует учитывать и при характеристике конституционного развития нашей страны.

В науке принято выделять несколько этапов такого развития:

1) период становления и утверждения буржуазных обществ (первичный конституционный опыт, преобразования 1905 – 1907 годов);

2) этап создания социалистического государства (первые советские конституции и акты конституционного значения);

3) период расширения масштабов конституционного процесса и существенные изменения в его содержании (принятие Конституции 1978 года и изменений к ней, а также конституционные реформы 1988 – 1993 годов);

4) крушение авторитарного режима и вступление России на путь демократических преобразований общества и государства.

Первые конституционные проекты появились в Российской империи еще в XVIII веке, однако реальные действия в рассматриваемой области были предприняты только в 1905 – 1907 годах, когда царской властью были изданы отдельные акты, посвященные утверждению гражданских прав и реформированию системы органов государственной власти.

Основной опыт конституционного развития нашей страны приходится на советский период, который ознаменовался принятием четырех конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Каждая последующая Конституция во многом дублировала предыдущую. Кроме того, после вступления РСФСР в Союз Советских Социалистических Республик, российские конституции всегда принимались на основе советских конституций. Многие положения этих актов на практике не применялись, а система государственного устройства носила явно антидемократический характер.

Общественные тенденции, нараставшие с конца 70х годов, привели к необходимости реформирования конституционного устройства российского государства, в связи с чем в текст Конституции РФСР 1978 года был внесен ряд изменений. Не смотря на это, к началу 1988 года назрела необходимость конституционных реформ, которые и были осуществлены в два этапа. Первый этап, направленный на поддержание советского строя, был связан с принятием отдельных актов конституционного значения, что, тем не менее, не решило проблему. Второй этап был связан с утверждением основ нового строя. Завершение второго этапа конституционных преобразований естественным образом привело к необходимости принятия нового акта – ныне действующей Конституции 1993 года, в которой были учтены все нововведения в модели российского государства.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Государственное управление топливно-энергетическим комплексом
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные ...

Финансирование и реализация молодежной политики в городе Грозном
Молодежь - это социально-демографическая группа, которая переживает период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурно ...

Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов
Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, должен провести первое собрание кредиторов как минимум за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».). Организация и проведение собрания кредит ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru