5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;
6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;
7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.
В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью – политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса. Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида.
Говоря же о понимании конституции, следует обратиться к двум смыслам, которые вкладываются в это понятие: материальному и формальному. В материальном смысле конституция представляет собой акт или совокупность актов или конституционных объектов, регулирующих важнейшие общественные отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов власти, а также основы внешней политики государства. Конституция в формальном смысле – это акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве. Подобное теоретическое понимание вопросов конституционного права также свидетельствует о прогрессе в конституционном развитии нашей страны.
Поводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация имеет хотя и не очень продолжительный, но все же значительный опыт конституционного развития, обусловленный исторической и национальной спецификой нашего государства. Стоит отметить, что истоки конституционализма в любой стране неотъемлемы от истории общества и государства. Каждый этап развития последних характеризуется новыми моментами в социально-экономическом и политическом отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и так далее. Все вышесказанное следует учитывать и при характеристике конституционного развития нашей страны.
В науке принято выделять несколько этапов такого развития:
1) период становления и утверждения буржуазных обществ (первичный конституционный опыт, преобразования 1905 – 1907 годов);
2) этап создания социалистического государства (первые советские конституции и акты конституционного значения);
3) период расширения масштабов конституционного процесса и существенные изменения в его содержании (принятие Конституции 1978 года и изменений к ней, а также конституционные реформы 1988 – 1993 годов);
4) крушение авторитарного режима и вступление России на путь демократических преобразований общества и государства.
Первые конституционные проекты появились в Российской империи еще в XVIII веке, однако реальные действия в рассматриваемой области были предприняты только в 1905 – 1907 годах, когда царской властью были изданы отдельные акты, посвященные утверждению гражданских прав и реформированию системы органов государственной власти.
Основной опыт конституционного развития нашей страны приходится на советский период, который ознаменовался принятием четырех конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 годов. Каждая последующая Конституция во многом дублировала предыдущую. Кроме того, после вступления РСФСР в Союз Советских Социалистических Республик, российские конституции всегда принимались на основе советских конституций. Многие положения этих актов на практике не применялись, а система государственного устройства носила явно антидемократический характер.
Общественные тенденции, нараставшие с конца 70х годов, привели к необходимости реформирования конституционного устройства российского государства, в связи с чем в текст Конституции РФСР 1978 года был внесен ряд изменений. Не смотря на это, к началу 1988 года назрела необходимость конституционных реформ, которые и были осуществлены в два этапа. Первый этап, направленный на поддержание советского строя, был связан с принятием отдельных актов конституционного значения, что, тем не менее, не решило проблему. Второй этап был связан с утверждением основ нового строя. Завершение второго этапа конституционных преобразований естественным образом привело к необходимости принятия нового акта – ныне действующей Конституции 1993 года, в которой были учтены все нововведения в модели российского государства.
Анализ судебной практики
В судебной практике нередко возникают вопросы правового обоснования изъятия у признанных виновными в контрабанде лиц предметов совершенных ими преступлений. Особую остроту эти вопросы приобретают при конфискации предметов контрабанды [4, ст. 188], что нередко обусловлено значительной стоимостью пос ...
Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления
земельными ресурсами
Зарубежный опыт и современная практика охраны земель обусловливают необходимость дополнения существующей структуры категорий земель землями горного фонда. Специфика таких горных земель заключается в том, что они более, чем остальные, экологически уязвимы, вне зависимости от того, строят ли там куро ...
Цена и оплата работы
Анализ п. 1 ст. 732 и ст. 735 ГК дает основания считать, что договор бытового подряда имеет специфику по сравнению с общими правилами о подряде и с точки зрения содержания, т.е. существенных условий, при отсутствии соглашения по которым договор считается незаключенным. Заказчик в соответствии с п. ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).