Право и закон » Конституционное развитие России » Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия

Страница 1

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.

Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.

Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет. С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе. Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.

Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.

В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года. При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.

Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н. Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период). По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.

Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате. Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности. В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций.

В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:

1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;

2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;

3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;

4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Наследственная масса как имущественные и некоторые личные неимущественные права и обязанности наследодателя
Объектом права наследования является наследство. В состав наследства входят те права и обязанности, которые переходят к наследникам. Поскольку к наследникам переходят только имущественные права, можно считать наследством весь тот имущественный комплекс, которым при жизни обладал наследодатель. Этот ...

Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы
Местное самоуправление выступает объективной основой процесса формирования и развития муниципального избирательного права, являющегося неотъемлемой частью избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации. Местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя, п ...

Основные проблемы, характерные для муниципального образования в сфере физической культуры и спорта
В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются, в среднем, всего 15% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Если говорить о проблемах крупномасштабных, то здесь серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта - о ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru