Право и закон » Конституционное развитие России » Конституционные реформы 1988–1993 годов

Конституционные реформы 1988–1993 годов

Страница 2

5. Отдельными законами были внесены изменения в обе Конституции в части утверждения равной защиты государством всех форм собственности и отмены приоритета государственной собственности над остальными.

6. Был официально введен пост Президента РСФСР в качестве главы государства. Указанная должность носила выборный характер.

Не смотря на все шаги, принимаемые официальной властью на пути модернизации нового российского общества, их эффективность была достаточно низкой. На наш взгляд, указанные нами выше изменения лишь косвенно относятся к конституционному развитию нашей страны, так как в большей степени являются попыткой разрешить накопившиеся социально-экономические и политические проблемы номинальным способом и с чрезмерной опорой на зарубежный опыт, что не позволило в достаточной степени учесть особенности российского правового менталитета.

Реальные шаги в рассматриваемой нами области начали осуществляться лишь на втором этапе конституционных реформ. В этом отношении особо следует выделить принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В рамках этого документа:

1) были провозглашены независимость и суверенитет РСФСР в рамках обновленного СССР;

2) были установлены новый принципы общественного устройства (принцип разделения властей, политического плюрализма, например);

3) была указана необходимость разработки новой Конституции РСФСР.

Второй этап реформ 1990 – 1993 годов ознаменовался значительным количеством изменений конституционного характера, затронувших различные сферы жизни общества. Так, в экономической сфере произошел полный переход к рыночному типу экономики на основе равной охраны всех форм собственности и отмены системы государственного планирования. В политической сфере, помимо уже рассмотренных нами выше изменений, произошло реальное формирование системы местного самоуправления и утверждение новой модели федеративных отношений. Значительные изменения произошли и в сфере обеспечения прав личности – в Конституцию 1978 года была внесена Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая более полно и единообразно (по сравнению с предыдущими попытками) отразила модель правового статуса личности.

Таким образом, в завершение анализа рассматриваемого нами периода, можно сделать вывод о том, что конституционное развитие России в период с 1988 по 1993 годы действительно шло бурными темпами, так как всего лишь за шесть лет был полностью упразднен старый и утвержден новый общественно-государственный строй, а новая российская государственность получила свое правовое оформление. Все эти преобразования осуществлялись путем внесения поправок в действующую Конституцию и изменения существующих конституционных институтов. Все эти события впоследствии привели к изменению статуса нашего государства и принятию новой Конституции Российской Федерации 1993 года.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание — парламент России — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации полномочия Федерального Собрания закреплены в главе 5 (ст. 94–109). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная ду ...

Элементы норм гражданского права
Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции, – обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения. Гипотеза – предпосылка практического функционирования нормы ...

Понятие и принципы функций государства
Понятие "функция" наряду с такими понятиями, как "механизм", "форма" государства является одной из важнейших категорий, характеризующих сущность государства. Слово функция произошло от латинского functio, что значит осуществление, исполнение. Функции государства - это ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru