Конституционные реформы, о которых пойдет речь в рамках настоящего пункта, были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их возникновения, как правило, указываются следующие:
1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических государств мира (в том числе и благодаря использованию устаревших механизмов жесткой централизации экономики);
2) значительное снижение уровня жизни населения;
3) сдерживание возрастающей экономической и политической активности населения старыми методами управления и идеологическими догмами;
4) появление и эскалация в обществе противоположных политике государства течений, базировавшихся на тезисах отрицательной роли плановой экономики и отсутствия реального парламентаризма и представительных органов власти народа.
Все указанные обстоятельства привели в результате к новому витку конституционного развития нашей страны – конституционным реформам. В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа:
1) конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988 – 1990 годы);
2) конституционные изменения по революционной смене общественного и государственного строя (1990 – 1993 годы).
Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности. Первый этап был, главным образом, связан с попытками правящей власти вернуться на путь социализма и преодолеть те негативные тенденции, которые сложились к началу 1988 года в обществе в целом. В контексте рассматриваемой нами темы основной интерес представляют те действия центральной власти, которые непосредственно были связаны с конституционными институтами. В этом отношении особо хотелось бы отметить изменения, которые были внесены в действовавшую в то время Конституцию СССР 1977 года и, вслед за ней, в Конституцию РСФСР 1978 года:
1. Произошли важнейшие изменения в системе высших органов государственной власти. Съезд народных депутатов осуществлял функции высшего органа власти и мог рассматривать и разрешать любые вопросы, относящиеся к ведению СССР или РСФСР. Верховный Совет же был постоянно действующим органом, выполнявшим законодательные и контрольные полномочия. По мнению некоторых ученых, данные изменения помогали разрешить сразу несколько задач: привлечь к управлению государством наиболее активных и авторитетных граждан, повысить роль представительных органов в управлении страной, перенести ряд полномочий из Президиумов Верховных Советов и Совета Министров к Верховному Совету.
2. Была осуществлена реформа избирательной системы: избирательный процесс стал носить состязательный характер (на один мандат могли выдвигаться несколько кандидатов), вводился запрет на совмещение депутатского мандата и должности, а также часть активного избирательного права была передана общественным организациям.
3. Законом СССР от 1 декабря 1988 года был создан Комитет конституционного надзора, который являлся прообразом современного Конституционного Суда РФ (подобного органа ранее не существовало).
4. Положения о руководящей и направляющей роли КПСС были исключены из статьи 6 Конституции СССР и из статьи 6 Конституции РФСР.
Виды авторского вознаграждения
Согласно ст. 15 Закона об авторском праве вознаграждение за использование произведения может осуществляться в форме: одноразового (паушального) платежа; отчислений за каждый поданный экземпляр или за каждое использование произведения (роялти); комбинированных платежей. Вид авторского вознаграждения ...
Имущественные права детей
СК РФ не признает право собственности детей на имущество, принадлежащее их родителям. Согласно п. 4 ст. 60 СК РФ, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользова ...
Полномочия суда и основания к отмене заочного решения
Полномочия суда, рассматривающего заявление о пересмотре заочного решения, - это его права и обязанности, которые могут быть реализованы в результате рассмотрения такого заявления. Статья 241 ГПК РФ определяет эти полномочия. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре заочного решения, вправе своим опр ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).