Конституция РСФСР 1978 года

Страница 2

3) полномочия высших органов государственной власти и управления РСФСР были расширены и более подробно закреплены (в сравнении с предыдущей Конституцией), а также была более подробно определена компетенция местных органов власти.

Таким образом, подводя итог всему советскому этапу конституционного развития России, можно сделать вывод о том, что конституционализм в нашей стране действительно прогрессировал. Скорость такого прогресса различно оценивается учеными: многие из них считают, что указанный процесс осуществлялся слишком медленно по сравнению с конституционным развитием других развитых стран, чему способствовал социалистический уклад российского общества, период так называемой "личной власти" И.В. Сталина, недостаточный учет зарубежного опыта при выработке конституционных актов. На наш взгляд, более близка к истина та группа ученых, которая оценивает указанный период как закономерный и естественно обусловленный.

Действительно, анализируя предыдущий, дореволюционный этап конституционного развития нашей страны, нельзя не заметить, что степень правовой сознательности большей части населения России не позволяла нагнетать конституционное развитие ускоренными темпами, так как необходимость этого процесса не осознавалась бы значительной частью российского народа. В этом случае искусственно принятый конституционализм нельзя было бы назвать правовым. В этом отношении мы согласны с М. Хеттихом, который считал, что если хотя бы треть общества возражает против предлагаемых социального и политическо-государственного устройства, отвергает Конституцию, то нельзя говорить о достижении базового консенсуса в таком общества. В рассматриваемых нами условиях указанные обстоятельства в принципе не могли быть соблюдены, а конституционное развитие можно было с уверенностью назвать неестественным.

Здесь не стоит забывать, что правовая сознательность российского народа после 1917 года еще длительное время оставалась на уровне дореволюционной России, поэтому и совершенствование конституционных институтов осуществлялось так долго. Политика руководящей партии и личности отдельных советских государственных вождей также имели достаточно высокое значение, но об отставании, на наш взгляд, здесь речи не идет.

Конституционное же развитие в советский период вначале было обусловлено радикально-революционными настроениями, господствующими как на уровне властных структур, так и в обществе в целом, затем определялось руководящей ролью Союза Советских Социалистических Республик и, в конечном итоге, пришло к естественной демократизации. Стоит отметить, что последняя Конституция РФСР вкупе с последней советской конституцией создала предпосылки для модернизации модели социализма, а в дальнейшем и радикального переустройства советского общества. На завершающем этапе советского периода конституционного развития России отечественный законодатель все же подошел к пониманию конституционализма в современном его варианте. А.Г. Пархоменко определяет его как "движение к правовому конституционному государству, в котором конституция (основной закон) закрепляет основные принципы демократического конституционного строя". Последующие изменения государственного строя в России подтвердили представленный выше тезис.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Преступление, предусмотренное ст. 158 УК РФ, отличие от смежных преступлений
Уголовному законодательству РФ известно 6 форм хищения имущества собственника: кража, грабеж, разбой, присвоение, растрата, мошенничество. Также сходную структуру имеют следующие составы: статья 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», статья 167 ...

Федеральные целевые программы, действующие в РФ
Федеральные целевые программы являются важным инструментом эффективного использования средств федерального бюджета, позволяющим обеспечить концентрацию ресурсов на ключевых направлениях роста экономики и в ее конкурентоспособных секторах, в том числе с высоким инновационным потенциалом. Реализация ...

Природоохранительная
В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности – вот о ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru