Семейный кодекс уделяет особое внимание правам и интересам детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 Семейного кодекса Российской Федерации.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 Семейного кодекса.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными статьей 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и статьей 57 (право ребенка выражать свое мнение) Семейного кодекса.
Семейный Кодекс Российской Федерации подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет, прежде всего, право на воспитание в семье, но теперь этой семьей является семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения. Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущественного характера, которыми Семейный кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в комментируемой статье лишь конкретизируются положения главы 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.
Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном Семейным кодексом праве ребенка жить и воспитываться в семье (комментарий к статье 54 Семейного кодекса) и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством. Так, пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса предусматривает, что местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, признается место жительства его законных представителей, в частности опекунов, а пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.
Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки и попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), то есть в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя)- (пункт 2 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Регистрация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в жилых помещениях, занимаемых семьей опекуна (попечителя), на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства). Последующее их снятие с учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства. Законом (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Банкротство и его признаки. Подготовка дела о банкротстве
Прежде чем, перейти к рассмотрению процедуры наблюдения, необходимо во-первых, определиться, что такое банкротство, а во-вторых установить какие действия должны предшествовать процедуре наблюдения. В соответствии с действующем законодательством несостоятельность (банкротство) - это признанная арбит ...
Причины женской преступности
Причинами преступности в нашем обществе в самом общем плане следует признать совокупность объективных и субъективных обстоятельств, порождающих преступность как свое закономерное социальное последствие. Преступность - явление социальное, что позволяет сделать вывод, что причины ее социальны по свое ...
Понятие криминологического исследования следов
автотранспортных средств
Производство судебной экспертизы регулируется главой 27 УПК РФ, а также Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.01 г., который подлежит применению в части, не противоречащей УПК. Производство экспертизы складывается из трех этапов: а) назначени ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).