На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон "О социальной государственной помощи"делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги и льготы нуждающимся.
Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства,
По форме принято различать два вида льгот: материальные и нематериальные. Суть льготы материального характера заключается в том, что получатель льготы освобождается от общепринятой платы за тот или иной товар или услугу либо оплачивает по специальной, льготной цене (50%). Льгота нематериального характера заключается в праве внеочередного или первоочередного обслуживания там, где предполагается определенная очередность, либо в преимущественной (по сравнению с лицами, не имеющими такой льготы) возможности воспользоваться тем или иным правом.
Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей.
Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.
В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин "преимущество" употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, мало-обеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.
Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.
Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты.
Например, Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной зашиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.
Легаты и фидеикомиссы
Помимо универсального преемства по случаю смерти, существовало и так называемое сингулярное преемство в виде легатов и фидеикомиссов. Таким образом, отказ есть одностороннее распоряжение на случай смерти, которое предоставляет третьему лицу право на имущественную выгоду за счёт наследственной массы ...
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации
Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной вл ...
Законодательство о договоре бытового подряда
Гражданский кодекс предусматривает, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Приведенная норма имеет, по крайней мере, троякое значение. Во-первых, ею под ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).