Государство ограничено в возможностях влияния на личность и общество определенными рамками, процедурой, появление которых в демократическим государстве является результатом взаимодействия трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Личность, общество не могут быть заинтересованы в решении задачи снижения уровня преступности, наказания виновных в совершении преступлений любой ценой и вне рамок процедуры, гарантирующей права и свободы лиц, участвующих в этой деятельности. Производство по уголовным делам предполагает применение серьезных мер принуждения в отношении его участников в том случае, когда это необходимо для решения задач судопроизводства. Вместе с тем подобное принуждение должно быть законным и обоснованным, сопровождаться возможностью проверки, наделением лиц, в отношении которых оно применяется, комплексом прав, позволяющих защищать свои права и законные интересы.
Определение любого явления слагается из наиболее значимых его признаков. Не является исключением и уголовный процесс, представляющий собой общественное явление, характеризующееся совокупностью ряда признаков.
Прежде всего уголовный процесс - это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц.
Деятельность данных органов представляет собой вид государственной деятельности, состоящий в раскрытии, предварительном расследовании преступлений, разрешении уголовных дел в суде, а также проверке законности и обоснованности вынесенных судебных решений.
Однако рассмотрение уголовного процесса лишь как деятельности компетентных органов не учитывает, что в ходе производства по уголовному делу задействованы не только указанные органы, но и значительное количество иных участников, имеющих самостоятельный процессуальный статус. Такими участниками могут быть обвиняемые, подозреваемые, защитники, потерпевшие, частые обвинители, свидетели, эксперты и т.д. При этом следует учитывать, что деятельность государственных органов, безусловно, в производстве по уголовному делу является определяющей, без их деятельности уголовного процесса просто не может быть. Данные органы ведут уголовный процесс, а все остальные участники вступают с ними в отношения, урегулированные нормами права. Поскольку связь между органами, осуществляющими уголовный процесс, а также между ними и иными участниками производства урегулирована нормами уголовно-процессуального права, она называется уголовно-процессуальным правоотношением.
Наука уголовного процесса — совокупность теоретических и методологических положений об уголовно-процессуальной деятельности, уголовно-процессуальном праве. Основное содержание науки выражается в различных научных работах, которые представляют собой форму научной деятельности и ее результаты. Предметом науки уголовного процесса является уголовно-процессуальная деятельность. Однако последняя осуществляется не произвольно, она урегулирована правовыми нормами. Последние, к сожалению, не всегда обеспечивают единообразие правоприменительной практики, что может быть обусловлено неправильным пониманием смысла правовой нормы, пробелами правовой регламентации и т.д. Отсюда уголовно-процессуальное право также является предметом изучения наукой уголовного процесса. Таким образом, уголовно-процессуальная деятельность изучается сквозь призму уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальная деятельность, уголовно-процессуальное право рассматривается во взаимосвязи с иными направлениями государственной деятельности, отраслями права, социальными условиями в государстве, конкретными историческими событиями, в развитии как изменяющийся, но неотъемлемый элемент социально-правовой системы.
Уголовный процесс как урегулированная законом деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда и система правовых отношений между этими органами и иными участниками процесса это, прежде всего механизм реализации норм материального (уголовного) права. Без уголовного процесса нормы материального (уголовного) права, запрещающие под страхом уголовной ответственности определенные деяния, не могут быть реализованы. Совершение запрещенного уголовным законом деяния само по себе не влечет «автоматической» реализации уголовной ответственности. К таковой может привести лишь целенаправленная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц: органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда и судьи. Уголовный процесс, будучи формой реализации уголовного закона, одновременно имеет хотя и не самодостаточное, но самостоятельное значение, поскольку сам по себе представляет важнейшую гарантию правильного установления обстоятельств по уголовному делу, выявления действительно виновных, соблюдения прав и свобод личности, участвующей в производстве.
Противопоставление значения уголовного судопроизводства как формы реализации уголовного закона другому аспекту – обеспечительному — не является продуктивным.
Движение уголовного дела в суде
Подготовка дела к судебному заседанию включает в себя следующие этапы: Открытие судебного заседания. Открытие судебного заседания заключается в том, что председательствующий объявляет судебное заседание открытым и сообщает, какой суд и какое дело будет рассматривать. При этом называется полное наим ...
Практика применения таможенной
процедуры таможенного транзита
В связи с поступающими в ФТС России обращениями таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу практического применения особенностей перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от таможенного органа Российской Федерации в месте прибыт ...
Учет характера и степени общественной опасности преступления
при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем
возрасте
Эффективность назначения наказания, а следовательно, и достижение их целей, прежде всего, предупреждение новых преступлений, “находятся в прямой зависимости от дифференцированной оценки преступного деяния” . Ст. 60 Уголовного Кодекса РФ указывает на необходимость учитывать при назначении наказания ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).