На основе проведённого исследования системы и структуры институтов государственной власти в субъектах Российской Федерации можно сделать определённые выводы по эффективности государственного управления на региональном уровне.
В субъектах Российской Федерации постоянно проводятся различные мероприятия, направленные на совершенствование качества государственного управления и оптимизацию расходов в этой сфере. Но несмотря на это конечные результаты деятельности региональных органов власти сохраняются на невысоком уровне. Согласно рассчитываемому Всемирным Банком рейтингу качества государственного управления, Российская Федерация стабильно занимает невысокие позиции при отсутствии положительных тенденций. «Эффективность управления» (составной компонент сводного индекса) в Российской Федерации оценена экспертами Всемирного Банка менее чем на 45 баллов из ста. При этом в Концепции Административной реформы на 2006 – 2010 гг. в качестве ориентира на 2010 год заявлено достижение не менее 70 единиц по каждому из показателей композитного индекса.
Сначала рассмотрим негативные тенденции последних лет в деятельности региональных законодательных органов и повышения эффективности ветви власти на региональном уровне.
Во-первых, все отчетливее в последнее время становится тенденция «вытеснения» из депутатского корпуса социальной страты, представленной врачами, учителями, преподавателями высшей школы, в то время как доля представителей бизнеса неуклонно растет. Причину меняющегося профиля законодательной власти региональные эксперты объясняют стремлением крупных экономических акторов контролировать ситуацию в области законодательства для защиты своего бизнеса.
Во-вторых, заметно нарастает лоббистский потенциал законодательных собраний. Около 70% представителей элиты убеждены, что эти изменения неизбежны и в перспективе законодательная власть все в большей степени будет терять черты «представительства народа» и превратится в конечном итоге в «сильный орган лоббирования» интересов бизнеса в регионе.
В-третьих, происходит усложнение формальной структуры региональных парламентов, отражающее реальную сложность расстановки сил внутри региональных политических элит. Постепенно становится все более заметным феномен «двойного членства» депутатов в парламентских объединениях, отражающий стремление региональных политиков получить определенные гарантии политической прочности, что заставляет их политически структурироваться. Однако это автоматически сопровождается снижением «фракционной солидарности».
В-четвёртых, в законодательных органах все более серьезными субъектами влияния становятся не формальные фракции, а неформальные группы, которые образуются, исходя из интересов защиты своего бизнеса, выстраивания взаимовыгодных отношений с исполнительной властью, построения своей политической карьеры.
Влияние законодательного органа как института представительной власти определялось не только и не столько силой влияния самого этого политического института, а складывалось из ресурсов и возможностей отдельных комиссий, фракций, групп, объединений, политических персон. Нередко эти ресурсы определялись близостью тех или иных групп парламента к исполнительной власти региона, лично к губернатору, иногда объемом финансовых потоков, контролируемых депутатами.
В результате ресурс влияния представительной власти в регионе все более заметно становится зависимым от политического и социального капитала его отдельных подструктур, из капитала взаимодействия с исполнительной властью, а также от степени влиятельности тех или иных депутатских комиссий и депутатских групп внутри парламента. Принадлежность к прогубернаторской группе, формальной или неформальной, как правило, повышает этот ресурс влияния. Но и нахождение в оппозиции не обязательно приводит к резкому снижению ресурсов. Если оценивать ресурсы влияния представительного органа власти в регионах в сравнении с властью исполнительной, то результаты многих исследований позволяют говорить о том, что пока в этом плане законодательная власть региона не может конкурировать с властью исполнительной.
Особенности уголовного права
УПРФ - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения преступлений и назначения наказаний. Только УПРФ определяет понятия преступности и наказуемости содеянного, основания уголовной ответственности и освобождения от нее. УПРФ регулирует общественные отношения ...
Способы и порядок создания коммерческих организаций
Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций. Распорядительный – х ...
Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях стран СНГ
Во многих государствах существуют профессиональные государственные инспекции, которые осуществляют контроль за соблюдением прав задержанных, подозреваемых и осужденных лиц. Однако, как правило, внутренней инспекции учреждений, в которых содержатся такие лица недостаточно. Необходим гражданский конт ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).