Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические.
Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.
Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия наступления действия юридической нормы, приведения в движение ее диспозиции.
Диспозиция – это стержень правовой нормы, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения.
Общие и наиболее типичные виды диспозиций гражданско-правовых норм в той или иной мере нашли отражение в ряде статей общей части ГК РФ. Однако в их законодательном закреплении допускаются элементы тавтологии, ведущей к смешению видовых и родовых понятийных рядов. Не обеспечивается должная последовательность в использовании закрепляемых видов прав и обязанностей для раскрытия особенностей соответствующих гражданско-правовых институтов (ст. ст. 2, 18, 128, 150, 216 ГК РФ и др.). Для закрепления прав и обязанностей используется терминология, затрудняющая их разграничение (ст. ст. 31–36 ГК РФ). Содержание ряда узловых гражданских прав или составляющих их элементов (правомочий) не раскрывается (ст. ст. 14, 209, 1066 ГК РФ и др.). Для закрепления гражданских обязанностей используются термины влекущие формально-юридическое отождествление должного и фактического поведения (ст. ст. 210, 211, 583 ГК РФ и др.).
В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. Например, диспозиция нормы, содержащейся в статье 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».
Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Например, диспозиция нормы, закрепленной в статье 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Например: «Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных настоящим кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации» (ст. 65 Трудового кодекса РФ).
Итак, главным элементом, сердцевиной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Но важно подчеркнуть, что диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них.
Характеристика российского законодательства о правоохранительных органах
Нормы национального законодательства, как правило, отражают общие требования в различных сферах социального бытия, которые содержатся в нормах международного права. Особенно заметно зависимость национального законодательства от норм международного права стала проявляться после окончания Второй миро ...
Исследование профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих
Государственная и муниципальная служба на территории г. Азова регламентируется Конституцией РФ, Федеральными Законами, а законами Ростовской области от 26 декабря 1995 года № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и от 29 декабря 1997 года № 55-ЗС «О муниципальной службе», Уставом г. ...
Участие населения в деятельности
местного самоуправления как форма его осуществления
Население муниципальных образований также обладает правом принимать участие в деятельности органов местного самоуправления, а не только делегировать свои полномочия. Прежде всего, это предполагает правотворческую инициативу граждан (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуп ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).