Существуют различные точки зрения о юридической природе условно-досрочного освобождения осужденных от наказания.
В первой половине XIX века в Австралии была создана марочная, или звездная прогрессивная система отбывания лишения свободы, согласно которой это наказание отбывалось в трех ступенях:
одиночного заключения, совместного заключения и условно-досрочного освобождения. Последнее сопровождалось строжайшим надзором за условно-досрочно освобожденными и многочисленными ограничениями их прав и свобод.
По мнению создателя этой тюремной системы Мэконочи, это свидетельствовало о продолжении отбывания наказания условно-досрочно освобожденными. И в наше время некоторые юристы считают условно-досрочное освобождение последней ступенью исполнения наказания.
Эта точка зрения представляется ошибочной. Если бы при условно-досрочном освобождении продолжалось отбывание наказания, то присоединению подлежала бы только та часть испытательного срока, которая была "не отбыта".
Нельзя рассматривать условно-досрочное освобождение от наказания как внесение корректив в приговор. Изменить приговор может только вышестоящий суд в порядке кассационного или надзорного производства, а не суд, вынесший приговор, или иной одноименный суд, который решает вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания.
Условно-досрочное освобождение не колеблет стабильности приговора. К тому же ошибки при его применении могут быть исправлены отменой условно-досрочного освобождения для реального исполнения неотбытой части срока наказания.
Некоторые авторы рассматривают условно-досрочное освобождение как "субъективное право осужденного". Представляется, что приведенное словосочетание не является определением условно-досрочного освобождения. Оно лишь отмечает, что осужденный, как полагают сторонники этой точки зрения, имеет право на условно-досрочное освобождение от наказания. В юридической литературе встречается определение условно-досрочного освобождения как поощрения.
Не отрицая, что условно-досрочное освобождение действительно поощряет осужденного, отметим, что приведенное определение носит излишне общий характер. Под него подпадают и условное осуждение и замена неотбытой части наказания другим, более мягким наказанием, и т.д.
Суть рассматриваемой правовой категории заключается в досрочном прекращении отбывания наказания при условии соблюдения освобожденным в течение испытательного срока восстановленных законом требований.
В юридической литературе условно-досрочное освобождение от отбывания наказания рассматривается как единое правовое явление, Но на самом деле в ст. 79 УК РФ установлено два вида такого освобождения: полное и неполное (частичное). Полным условно-досрочное освобождение будет в том случае, когда осужденный отбывал только основное наказание. В подобной ситуации невозможно условно-досрочно освободить от части неотбытого основного наказания, а другую оставить для реального исполнения. Условно-досрочное освобождение относится к неотбытой части основного наказания в целом. Полным будет условно-досрочное освобождение осужденного от основного наказания и всего дополнительного наказания. Если же при условно-досрочном освобождении судом применяется частичное освобождение от дополнительного наказания, то его оставшаяся часть исполняется реально. Параллельно реализуется условно-досрочное освобождение от основного наказания и реальное исполнение части дополнительного наказания. Это неполное применение условно-досрочного освобождения. Обратим внимание на то, что в законе речь идет об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, но возможно одновременное освобождение как от основного, так и от дополнительного наказаний. Следовательно, термин "наказание" употреблен в широком смысле. В ст. 53 и 55 УК РСФСР 1960 г. и в ст. 79 и 93 УК РФ установлено, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания "может быть применено" при наличии перечисленных в законе оснований. Основываясь на словах "может быть", нельзя, по нашему мнению, делать вывод о том, что осужденные не имеют права на условно-досрочное освобождение, ибо оно может быть применено или не применено по воле суда. Анализируемая терминология закона неудачна. Если наличествуют все те предписания закона, положенные в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, то суд обязан применить его к осужденному. Закон предоставляет администрации органов, исполняющих уголовные наказания, право возбуждать перед судом ходатайства о применении условно-досрочного освобождения к осужденным, чье поведение соответствует требованиям ст. 79 и 93 УК РФ.
Социальная обусловленность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания выражается в следующем: Во-первых, назначенное судом наказание является ориентировочным и не может точно отразить принцип справедливости, провозглашенный в ст. 6 УК РФ. Следовательно, потенциально возникает необходимость в продолжении индивидуализации наказания, в том числе и в возможности отменить его до истечения установленного судом срока. Во-вторых, Освобождение от наказания связано, прежде всего, с возможностью возникновения новых обстоятельств, касающихся изменений личности осужденного. Их появление обусловливает утрату необходимости в продолжении отбывания наказания в тех пределах, которые были определены судом. В-третьих, помощью условно-досрочного освобождения реализуются такие принципы уголовного права, как справедливость, целесообразность, экономия уголовной репрессии и гуманизм. И, наконец, в-четвертых, исполнение наказания влечет наступление отрицательных последствий, как для осужденного, так и для общества в целом. Для их уменьшения и сглаживания причиняемого наказанием вреда, возникает необходимость в условно-досрочном освобождении, которое способствует более раннему возвращению осужденного в общество.
Российская форма правления: прошлое,
настоящее и будущее
Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитывается значение и статус других высших органов. Ряд других ученых понимает под этой категорией ...
Предпосылки создания Советского управленческого аппарата
Установление Советского государства в результате победы большевиков в вооруженных столкновениях 1917 года не было неожиданностью. Победе Советов способствовали многие факторы: начиная от разочарования народа в текущей власти, а вследствие этого, и потери власти своей легитимности, и заканчивая отсу ...
Уничтожение и другие способы изъятия из обращения
Что касается других видов исправительных мер, уничтожение является самым прямым решением по изъятию из торгового оборота, учитывая правило, в соответствии с которым изъятие из оборота должно назначаться "таким образом, чтобы не нанести ущерб правообладателю" (38). Эта исправительная мера ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).