Во многих государствах существуют профессиональные государственные инспекции, которые осуществляют контроль за соблюдением прав задержанных, подозреваемых и осужденных лиц. Однако, как правило, внутренней инспекции учреждений, в которых содержатся такие лица недостаточно. Необходим гражданский контроль. Общество должно иметь возможность проверить то, как управляются тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, и в каких условиях находятся люди содержащиеся в них. Поэтому, наряду с государственными органами, в этой работе участвуют институты гражданского общества, в лице неправительственных организаций.
Общественный контроль пенитенциарных учреждений: опыт Российской Федерации. Направления реформирования уголовно-исполнительной российской системы и казахстанской совпадают. остро стоит вопрос общественного мониторинга тюрем. приказом по министерству юстиции при министре юстиции создан общественный совет, в который входят представители НПО.
Идея участия общественности в исполнении уголовных наказаний, в содействии учреждениям, исполняющим наказания, имеет в России давнюю традицию. Еще в начале XIX века в России было создано попечительское общество о тюрьмах, которое объединяло представителей разных сословий, и даже члены императорской семьи входили в состав этого общества. Деятельность этого общества сыграла большую роль в реформировании тюремной системы России и в развитии демократических начал при исполнении уголовных наказаний.
И сейчас в России закреплены основы и гарантии участия общественности в деятельности тюрем в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Статья 23 уголовно-исполнительного кодекса, которая позволяет общественным объединениям оказывать содействие работе исправительных учреждений и контролировать деятельность исправительных учреждений, соблюдение прав и свобод человека в пределах, предусмотренных законом.
В России в 2000 году началась работа над проектом закона по общественному контролю в местах лишения свободы. Этот проект закона назывался «Об общественном контроле над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Этот законопроект внесен группой депутатов на рассмотрение в Думу, и 16 сентября 2003 года он принят в первом чтении.
Какова схема общественного контроля, которая содержится в этом законопроекте?
В каждом субъекте Российской Федерации должны быть созданы наблюдательные общественные комиссии численностью от трех до десяти человек. Членами наблюдательных общественных комиссий могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет. Законопроектом также устанавливаются ограничения по приему в члены наблюдательных комиссий для судей, адвокатов, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и юстиции, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, а также для лиц, находящихся на военной службе или лиц, имеющих не снятую или не погашенную судимость, либо признанных по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
Кандидатура члена наблюдательной комиссии выдвигается общественным объединением, имеющим государственную регистрацию, осуществляющим свою деятельность не менее пяти лет с момента его создания. Такие кандидаты утверждаются Уполномоченным по правам человека Российской Федерации. Последний также выдает удостоверение, которое дает члену комиссии соответствующие полномочия, которые заключаются в том, что он или она без специального на то разрешения могут посещать все места изоляции от общества.
Здесь имеются в виду не только наши учреждения, но и изоляторы временного содержания, камеры предварительного заключения, места содержания административно арестованных, дисциплинарные воинские части, гауптвахты, места задержания в органах ФСБ (в Казахстане — КНБ), то есть все места, где принудительно содержатся лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, или осужденные.
Правовая система –
основное понятие сравнительного правоведения
Для того чтобы перейти к дальнейшему изложению проблемы, необходимо прежде всего уточнить исходные понятия. В качестве основополагающего объекта сравнительного правоведения выступает категория «правовая система». В связи с этим стержневым является вопрос о том, что следует понимать под правовой сис ...
Подготовка и проведение выборов
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаю ...
Виды электронных сделок
Рисунок 1. Виды сделок Таким образом, по числу участвующих сторон сделки можно разделить на: Односторонние, Двусторонние, Многосторонние. В соответствии со статьей 154 Гражданского Кодекса Российской Федерации «односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными п ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).