Ненадлежащее исполнение большинства родительских прав и обязанностей влечет за собой применение санкций.
Наиболее радикальная мера, которая может быть применена к родителям, – лишение родительских прав. Основанием для лишения родительских прав является состав правонарушения, предусмотренный ст. 69 СК. Объективную сторону этого правонарушения составляет совершение родителями противоправного действия или бездействия.
Основанием для лишения родительских прав является уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, хронический алкоголизм или наркомания родителей, совершение родителями умышленных преступлений против жизни или здоровья ребенка или своего супруга.
Лишение родительских прав применяется только в тех ситуациях, когда суд придет к выводу о том, что другие меры не позволяют должным образом защитить интересы ребенка. В случае если остается надежда на изменение родителями своего поведения, суд может вынести решение об отобрании детей у родителей, но повременить с лишением родительских прав.
Согласно действующему законодательству, лишение родительских прав производится только в судебном порядке и только в порядке гражданского судопроизводства. Учитывая, что лишение родительских прав затрагивает важнейшие права родителей и детей, в Семейном кодексе предусмотрен ряд специальных процессуальных гарантий. Дела о лишении родительских прав рассматриваются при обязательном участии органов опеки и попечительства и прокурора. Органы опеки и попечительства обследуют условия жизни ребенка и дают свое заключение о целесообразности лишения родительских прав.
В настоящее время для лишения родительских прав не требуется предварительного применения к родителям мер общественного воздействия. Такая практика существовала ранее и зарекомендовала себяс крайне отрицательной стороны. Рассмотрение дел о недостойном поведении родителей товарищескими судами и различными общественными организациями обычно не давало никакого результата, но приводило к неоправданному затягиванию процесса о лишении родительских прав. Из-за всех этих проволочек с момента выявления факта неблагополучной семьи до момента вынесения решения о лишении родительских прав в среднем проходило около двух лет, и на протяжении всего этого времени дети находились в крайне неблагоприятной для них обстановке.
Согласно п. 1 ст. 71 СК, лишение родительских прав приводит к тому, что родители утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком. Вступление в законную силу решения суда о лишении родительских прав является юридическим фактом, прекращающим родительские права на будущее время. Родители утрачивают право на воспитание ребенка, представительство в интересах детей и защиту их интересов. Они не могут требовать разрешения им посещать ребенка, так как это может оказать на ребенка неблагоприятное влияние и причинить ему дополнительные страдания. Напротив, ребенок, если он этого желает, может посещать родителей, лишенных родительских прав. Отношения, складывающиеся между ним и родителями по поводу таких посещений, не регулируются более семейным правом. Это обычные бытовые отношения, аналогичные складывающимся при посещении детьми любого постороннего лица. Дети не вправе более требовать от родителей уделения им времени и внимания, поскольку обязанности родителей в отношении них прекращены.
Суд в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения о лишении родительских прав направляет выписку из решения в органы загса по месту рождения ребенка. Целью этой меры является предотвращение получения в загсе родителями, лишенными родительских прав, документов, подтверждающих их родственную связь с ребенком.
Как правило, лишение родительских прав сопровождается отобранием ребенка у родителей, поскольку цель данной меры – не столько прекращение правовой связи между родителями и ребенком, сколько перемещение ребенка в более благоприятную для его развития среду.
Однако часто расселение ребенка и родителей порождает сложные жилищные проблемы. Если ребенок и родители проживают в домах государственного или муниципального фонда на основании договора найма и суд придет к выводу, что совместное проживание ребенка и родителя не отвечает интересам ребенка, родители могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 98 ЖК РСФСР.
Представляется, что такую же меру следует применить к случаям, когда родитель проживает в доме или квартире, принадлежащей на праве собственности ребенку или другому родителю. В соответствии со ст. 292 ГК члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Понятие источника права
Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», т.е. «правда, справедливость». Различают естественное и позитивное право. 1. Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванн ...
Расчет нормативной
денежной оценки отдельного земельного участка
Таблица 2.20 Баллы бонитета по агропроизводственным группам почв по колхозу «Большевик» Черноморского района Республики Крым № Пашня Косточковые Семечковые Виноградники Пастбища 77д 27 27 27 27 27 100 е 29 17 14 29 29 71 е 40 36 36 40 40 71 э 39 35 35 39 39 77 э 32 32 32 32 32 Таблица 2.21 Расчет д ...
Понятие и правовая основа электронной сделки
В соответствии со статьей 153 Гражданского Кодекса Российской федерации «сделками признается действие граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». В гражданском праве Российской федерации сделки регулируются Гражданским кодек ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).