Следует отметить, что исковое производство является хотя и основным (в исковом порядке суды рассматривают большинство дел), но не единственным видом судопроизводства.
Особенно много споров вызывает разграничение производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений и искового производства. Истоки этих споров находятся в проблеме разграничения административных и судебных функций и контроля суда за законностью актов, решений, действий, совершаемых в области управления, защиты субъективных прав граждан, вытекающих из публично--правовых отношений. Эта проблема получила краткое название - «административная юстицию» И разрабатывалась во всех развитых странах начиная с XIX в.
В настоящее время предлагается установить единую исковую, как наиболее эффективную и демократичную, форму защиты прав по всем судебным делам, возникающим из административно-правовых отношений, в особенности по делам о нарушениях прав и свобод граждан административными органами и должностными лицами. В гражданский процесс введено, хотя и не получило общего одобрения, понятие «административный иск». Им обозначают требование, которым возбуждается производство по делам из административных правонарушений в отличие от гражданского иска, которым возбуждается гражданский процесс. В теории разработано учение о двух типах «административных исков»: простом (нормальном) и чрезвычайном (экстраординарном). К первому типу «административных исков» относят споры, вытекающие из публичных контрактов (государственных обязательств и обязательств граждан перед государством). Но, по справедливому замечанию В.А. Рязановского, простой «административный» иск и по содержанию, и по процедуре вполне аналогичен гражданскому иску, и имеет своим основанием зачастую субъективное гражданское, а не публичное право.
«Экстраординарным административным иском» называют жалобу на решение, действие или бездействие государственных органов и должностных лиц. Это так называемый «недоразвившийся иск об охране субъективного публичного права, ведущий происхождение из ведомственной жалобы», и сохранившей в себе черты последней.
Используя термин «административный иск», А.А. Добровольский оговаривается, что, хотя жалоба, возникающая из административных правоотношений и подлежащая рассмотрению в определенном процессуальном порядке и ничем не отличается по существу от исковых требований, объединять все же все формы защиты права в одном гражданском процессе не следует. «Административными исками» называет И.М. Зайцев требования граждан, возникающие из административно-правовых отношений. Однако и он отмечает, что указанные дела отличаются от исковых неравенством (субординацией) участников правоотношений.
Иском должны стать и жалобы на действия властей - считает Г.Л. Осокина. Другие процессуалисты еще радикальнее - они утверждают, что фактически осталось два вида судопроизводства: исковое и особое, первое из которых является основным. Р.Л. Арупов определяет всю судебную защиту как признание законности требований правового характера и в необходимых случаях принуждение лиц к исполнению их юридических обязанностей (применительно к истцу). Тем самым он исключает из судебной защиты не только производство по делам, возникающим из административных правоотношений, но и особое.
Регулирование бартерных сделок
Контроль за выполнением российскими лицами требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок, осуществляет МЭРТ России в соответствии с Положением МВЭС России № 10-83/2007, ВЭК России № 07-26/3226, ГТК России № 01-23/10035 от 28.05.1997 (Положение об осуществлен ...
Предпосылки формирования системы управления земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами в городах имеет ряд особенностей, из которых можно особо выделить пространственную ограниченность территории и, как следствие отсутствие возможности (либо существенное затруднение) территориального развития. Рассматривать землю только как товар и стремиться интенсивн ...
Компетенция ЦИК
В Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г., в девятой главе «О предметах ведения Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» сказано, что «Веде ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).