Следует отметить, что исковое производство является хотя и основным (в исковом порядке суды рассматривают большинство дел), но не единственным видом судопроизводства.
Особенно много споров вызывает разграничение производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений и искового производства. Истоки этих споров находятся в проблеме разграничения административных и судебных функций и контроля суда за законностью актов, решений, действий, совершаемых в области управления, защиты субъективных прав граждан, вытекающих из публично--правовых отношений. Эта проблема получила краткое название - «административная юстицию» И разрабатывалась во всех развитых странах начиная с XIX в.
В настоящее время предлагается установить единую исковую, как наиболее эффективную и демократичную, форму защиты прав по всем судебным делам, возникающим из административно-правовых отношений, в особенности по делам о нарушениях прав и свобод граждан административными органами и должностными лицами. В гражданский процесс введено, хотя и не получило общего одобрения, понятие «административный иск». Им обозначают требование, которым возбуждается производство по делам из административных правонарушений в отличие от гражданского иска, которым возбуждается гражданский процесс. В теории разработано учение о двух типах «административных исков»: простом (нормальном) и чрезвычайном (экстраординарном). К первому типу «административных исков» относят споры, вытекающие из публичных контрактов (государственных обязательств и обязательств граждан перед государством). Но, по справедливому замечанию В.А. Рязановского, простой «административный» иск и по содержанию, и по процедуре вполне аналогичен гражданскому иску, и имеет своим основанием зачастую субъективное гражданское, а не публичное право.
«Экстраординарным административным иском» называют жалобу на решение, действие или бездействие государственных органов и должностных лиц. Это так называемый «недоразвившийся иск об охране субъективного публичного права, ведущий происхождение из ведомственной жалобы», и сохранившей в себе черты последней.
Используя термин «административный иск», А.А. Добровольский оговаривается, что, хотя жалоба, возникающая из административных правоотношений и подлежащая рассмотрению в определенном процессуальном порядке и ничем не отличается по существу от исковых требований, объединять все же все формы защиты права в одном гражданском процессе не следует. «Административными исками» называет И.М. Зайцев требования граждан, возникающие из административно-правовых отношений. Однако и он отмечает, что указанные дела отличаются от исковых неравенством (субординацией) участников правоотношений.
Иском должны стать и жалобы на действия властей - считает Г.Л. Осокина. Другие процессуалисты еще радикальнее - они утверждают, что фактически осталось два вида судопроизводства: исковое и особое, первое из которых является основным. Р.Л. Арупов определяет всю судебную защиту как признание законности требований правового характера и в необходимых случаях принуждение лиц к исполнению их юридических обязанностей (применительно к истцу). Тем самым он исключает из судебной защиты не только производство по делам, возникающим из административных правоотношений, но и особое.
Правовая характеристика пенсии по государственному пенсионному
обеспечению инвалидов
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода ...
Публичный договор и договор присоединения
Законодательное определение публичного договора дано в абз. 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ, в силу которого под публичным договором разумеется договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по ...
Виды составов преступлений
Классификация составов преступлений в теории уголовного права проводится по нескольким критериям. Среди них выделяют степень общественной опасности, законодательную конструкцию (конструкцию состава преступления по его объективной стороне), структуру состава в зависимости от количества его признаков ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).