Юридические факты-состояния, правовой эффект которых растянут во времени, в праве социального обеспечения являются достаточно распространенными в силу того, что общей генетической предпосылкой предоставления того или иного вида социального обеспечения является нуждаемость, которая, в свою очередь, характеризуется определенной, более или менее длительной, протяженностью во времени.
Итак, юридические факты-состояния в праве социального обеспечения представлены правоотношениями и фактическими общественными отношениями, причем последние встречаются значительно чаще (малообеспеченность, инвалидность, временная нетрудоспособность и др.). Юридический факт-правоотношение имеет сложный характер в том смысле, что у него есть свое собственное основание возникновения, то есть юридический факт «первого уровня». В качестве факта «второго уровня» выступает само правоотношение, причем порочность юридического факта первого уровня автоматически влечет порочность и соответствующего правоотношения, факта второго уровня. Например, если пенсия была назначена лицу на основании, подложных документов, решение о ее назначении должно быть признано юридически ничтожным, соответственно в этом случае не существует пенсионного правоотношения и нет права на получение компенсационной выплаты (в приведенном выше примере). Практическое значение разграничения юридических фактов однократного действия и состояний заключается в том, что состояние - это, образно говоря, факт «многократного использования», непрерывно порождающий юридическое последствие в течение определенного промежутка времени; эффект состояния не ограничивается его однократным «срабатыванием».
Следует отметить, что существование состояний было замечено давно. Однако некоторые авторы, используя в качестве критерия классификации юридических фактов один только волевой признак, пытались представить состояния как третье звено классификации наряду с событиями и действиями.
Одни состояния носят волевой характер и в принципе могут быть отнесены к действиям (состояние в браке), другие имеют не волевой характер и могут быть отнесены к числу событий (состояние в родстве). Тем не менее, для выделения таких юридических фактов, как состояния, недостаточно одного только волевого признака, ибо в таком случае происходит смешение критериев классификации: события и действия выделяются по признаку связи с волей человека, а состояния отличаются от прочих юридических фактов длительностью существования во времени, многократным порождением однопорядковых правовых последствий.
Изложенные выше классификации юридических фактов является достаточно распространенными и изученными в юридической литературе Однако наряду с указанными существуют и иные критерии, возможно менее значимые, но, тем не менее, содержащие информацию об особенностях отдельных фактов, имеющих значение и в праве социального обеспечения.
Финансирование и реализация молодежной политики в городе
Грозном
Молодежь - это социально-демографическая группа, которая переживает период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурно ...
«Единство «истины», «правды», «справедливости» и веры в правопонимании
Пересветова
Многие исследователи усматривают в знаменитой фразе Пересветова: «Бог любит не веру, а правду» «блеск еретической мысли». Однако, ничего нетрадиционного эта фраза не содержит. Согласно постулатам Евангельского учения, вера и правда изначально взаимосвязаны. Христос сказал о себе: «Я есмь путь и ист ...
Дореволюционное развитие государственной службы
Институт государственной службы невозможно рассматривать вне контекста ситуации развития государства и права, поскольку он имеет непосредственное отношение и к государству, и к праву. С целью обобщения исторического опыта, соблюдения преемственности норм права институт государственной службы нужно ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).