Следующая классификация фактических составов проводится в зависимости от возможности индивидуального регулирования общественных отношений уполномоченными на то органами. По этому критерию все фактические' составы можно разделить на определенные и относительно определенные (бланкетные). В определенных составах все юридические факты подробно, исчерпывающе определены в нормах права (например, фактический состав, необходимый для назначения пенсии). Бланкетные составы характеризуются тем, что некоторые их элементы законодатель определяет только в общих чертах. При этом указанные в законе органы или должностные лица вправе в порядке индивидуального правоприменения признавать конкретные жизненные факты юридическими с учетом обстоятельств каждого дела. Например, уважительность причины пропуска срока исковой давности является юридическим фактом, продолжающим этот срок, только в совокупности с судебным актом по данному вопросу.
Таким образом, в бланкетных составах отдельные юридические факты порождают правовые последствия лишь через акт соответствующего органа, который обладает полномочиями наполнять бланкетную норму конкретным содержанием в порядке индивидуального регулирования. Нужно особо оговориться, что относительно определенными могут быть только составы, но никак не отдельные юридические факты, поскольку сам факт и акт его оценки уже образуют определенный состав. Нормы права не предоставляют возможности такой конкретизации самим участникам спорных общественных отношений. Бланкетные составы «необходимы в тех случаях, когда речь идет о сложных обстоятельствах, конкретное определение которых законом приводило бы к ненужной формализации».
Большинство социально-обеспечительных фактов исчерпывающим образом определены в законе. Однако из этого правила все же встречаются исключения. Так, например, социальное обслуживание граждан осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения (п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения, в РФ»). При этом для получения материальной помощи необходимо, чтобы гражданин находился в трудной жизненной ситуации (п. 1 ст. 8 указанного закона). Трудная жизненная ситуация, согласно ст. 3, это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
По своему объему фактические составы могут быть подразделены на завершенные и незавершенные. В завершенных составах процесс накопления юридических фактов закончен. Такие составы порождают конечные юридические последствия. Незавершенные — это такие составы, в которых процесс накопления отдельных юридических фактов еще не закончен. Незавершенные фактические составы могут порождать только промежуточные правовые последствия, речь о которых пойдет ниже. Некоторые авторы отрицательно относятся к данной классификации, указывающая, что незавершенный состав — это не разновидность фактического состава, а лишь определенная ступень его развития. Однако, как представляется, это утверждение, хотя и вполне обоснованное, не означает, что фактические составы нельзя делить, так сказать, в зависимости от ступени их развития. Определенный этап в развитии тех или иных явлений может служить и классификационным критерием при делении этих явлений на группы. Никто ведь не отрицает деление людей на детей, подростков, взрослых и пожилых, хотя все это — этапы развития человека.
Во-первых, юридическая возможность накопления очередного элемента, состава. Это наиболее распространенное промежуточное правовое последствие, которое может иметь место в любом составе, построенном по приюту последовательного накопления элементов. В этом случае возможность накопления очередного элемента предусмотрена нормой права, основана на правового предписании, то есть носит юридический характер.
Во-вторых, в качестве промежуточного правового последствия незавершенного фактического состава может выступать предварительное организационное правоотношение. В праве социального обеспечения в качестве предварительного правоотношения выступает процедурное, отношение между нуждающимся субъектом и органом (учреждением) социального обеспечения по назначению пенсии, пособия, услуги и т. п. Данное правоотношение существует специально для того, чтобы обеспечить нормальное возникновение и развитие материального отношения по получению определенного вида социального обеспечения, а потому его можно охарактеризовать как предварительное процедурное правоотношение.
Организация социальной работы в пенитенциарных учреждениях дальнего
зарубежья
Эта сфера, традиционно привлекает внимание социальных работников, и вызывает в их среде многочисленные дискуссии относительно роли социальной работы в вопросах охраны правопорядка, социального контроля и надзора. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросам ...
Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
Право занятия предпринимательской деятельности предоставляет, прежде всего, Конституция Республики Беларусь. Как указано в ч.3 ст. 13 основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен ...
Проблемные аспекты использования товарных знаков в сети Интернет
В связи с широким распространением осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет одним из актуальных вопросов сегодня является вопрос использования товарных знаков в сети Интернет, в том числе в доменных именах. При этом в специальной литературе нет единого мнения в отношении места ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).