Вопрос принятия отказа подозреваемого, обвиняемого от защитника является весьма сложным. Его неправильное разрешение может привести к нарушению прав гражданина на защиту. Поэтому дознаватель, следователь или прокурор, прежде чем принять решение, должен выяснить все обстоятельства, сопутствующие такому ходатайству. При этом следует иметь ввиду, что ст. 52 УПК РФ допускается право подозреваемого, обвиняемого в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Вместе с тем, в обеспечении прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, закон предусматривает определенные гарантии для подозреваемых, обвиняемых в реализации данного права.
Во-первых, отказ от защитника допускается только по инициативе подозреваемого, обвиняемого. Отказ, заявленный после соответствующего предложения или совета лица, производящего расследование, рассматривается как вынужденный. Во-вторых, отказ подозреваемого, обвиняемого в тех случаях, когда участие защитника в уголовном процессе является обязательным, вовсе не является обязательным для дознания, следователя, прокурора или суда. В этих случаях решение по ходатайству об отказе от услуг защитника должно приниматься после исследования имеющихся на тот момент материалов. В-третьих, отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по данному делу, и такое ходатайство подлежит безусловному удовлетворению.
Отказ от защитника должен быть зафиксирован либо в письменном ходатайстве, приобщенном к материалам уголовного дела, либо в протоколе следственного действия или путем составления отдельного протокола – в любом случае лицо, производящее расследование, должно отразить как само ходатайство, так и пояснения подозреваемого, обвиняемого о мотивах отказа. Желательно засвидетельствовать отсутствие причин для отказа от услуг защитника, которые могли бы указывать на вынужденность данного отказа. Разумеется, если по ходатайству обвиняемого он был обеспечен защитником с момента предъявления обвинения и в дальнейшем не отказался от его помощи, при повторном предъявлении обвинения участие защитника обязательно.
Не является обязательным для суда и ходатайство подсудимого, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, о рассмотрении уголовного дела в его отсутствие. Следователь, дознаватель, прокурор прежде, чем принять отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника, должен выяснить, не является ли отказ вынужденным, и уточнить, считать ли это отказом от защитника вообще или же отказом от услуг конкретного адвоката, учитывая, что вынужденными являются: отказ от защитника при неявке для участия в следственном действии.
В случае длительной неявки защитника лицо, производящее расследование, вправе произвести замену защитника. Однако прежде, чем принять такое решение, необходимо выяснить причину неявки и возможность явиться в ближайшее время; так, шестидневный срок неявки адвоката не был признан судебной практикой длительным. Отказ от услуг защитника по той причине, что последний считает подзащитного виновным, или вообще по причине расхождения позиций по делу. Дознаватель, следователь обязаны заменить защитника, с позицией которого по делу подозреваемый, обвиняемый не согласен, если он делает об этом заявление.
В случае вынужденного отказа от защитника лицо, производящее расследование, обязано обеспечить участие в деле другого адвоката, в том числе путем назначения. Причем в любом случае перед тем, как принять решение о замене защитника, необходимо пригласить другого защитника. Адвокат вправе отказаться принять защиту по следующим причинам: несогласие с позицией, избранной подозреваемым, обвиняемым, или средствами зашиты, которыми он намерен пользоваться, в силу занятости, при нахождении, например, в отпуске или командировке. Если отказ от услуг конкретного защитника принят, это, тем не менее, не препятствует его участию в деле в дальнейшем.
В соответствии со ст. 52 УПК РФ – подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены. Отказ от защитника на одном этапе не препятствует его участию на последующих этапах уголовного судопроизводства.
В качестве мотивов к отказу от защитника могут выступать: незнание назначенным адвокатом дела, желание иметь другого адвоката в качестве защитника, недоверие к рекомендуемому адвокату, отсутствие средств на оплату и другие причины. Дознаватель, следователь, судья обязаны помочь обвиняемому (подозреваемому) разобраться в сложившейся ситуации. Если отсутствуют средства на оплату труда адвоката – разъяснить ему положения закона о возможности освобождения от полной или частичной оплаты юридической помощи.
Государственное управление топливно-энергетическим комплексом
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25% производственных фондов промышленности. Ежегодные ...
Субъекты договора поставки для государственных или муниципальных нужд
Субъектами договора о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика – государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участнико ...
Общая характеристика законодательства РФ о защите прав потребителей
Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).