Укрепление государственности, к чему стремится руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.
Правовая политика есть политика, проводимая с помощью правовых средств. Поэтому крайне важно всемерно совершенствовать эти средства, повышать их эффективность, надежность, четкость и безотказность функционирования. Это касается прежде всего законов, указов и правительственных постановлений, других нормативных актов, механизма правового регулирования, правоприменительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, прав и обязанностей граждан, юридической ответственности, правовой культуры - всех элементов, составных частей и институтов, образующих правовую систему.
Устойчивость и предсказуемость. Рассмотрим устойчивость правовой политики как стабильность правовой политики.
Стабильность правовых явлений рассматривается как положительное и желаемое их свойство и качество, к которому необходимо стремиться в ходе строительства и развития демократического правового государства и гражданского общества.
В идеальном механизме представляется, что стабильность правового явления, выраженного в стабильных нормах права, должна устанавливать стабильные правоотношения.
Стабильность рассматривается как основная характеристика права и как общеправовой принцип, характерные для правового государства и гражданского общества. Более того, стабильность права рассматривается как условие, при котором через право выражается идентичность общества, то есть ощущение членами общества самих себя, ощущение целостности, принимаемого ими образа себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру. Ощущение идентичности формируется на ментальном уровне.
Как фундаментальная идея принцип реализуется через нормы права, определяя тем самым содержание правовых норм. При этом принцип стабильности распространяется на всю систему права и определяет ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты. Связь понимания принципа с менталитетом обеспечивает стабильность принципов, поскольку менталитет не изменяется с каждым поколением, но, наоборот, связывает между собой следующие поколения. И в этой связи принципы права – исходные идеи, соответствие им права разных государств должны сравниваться с осторожностью и с учетом менталитета того или иного народа.
В качестве способов обеспечения стабильности права учеными выделяются: систематизация права; запись правовых обычаев; закрепление в нормативных договорах механизма, предупреждающего от непродуманного, одностороннего расторжения договоров; закрепление принципа о нераспространении обратной силы законов; судебное толкование; наличие бланкетных норм.
Предсказуемость правовой политики выражается в предвидение будущих юридических "ходов" субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь, в возможности граждан планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в предсказуемости действий власти.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.
Легитимность права и правовой политики отражает соответствие системы юридической организации, уровней, моделей и специфики формирования правовых отношений в системе личность-общество-государство национальному правосознанию. Легитимность правовой политики выступает и как цель функционирования всех институтов и структур государственного механизма, должностных лиц, и в тоже время является результатом этого функционирования, отражая определенное качественное состояние правовой жизни общества.
Легитимация правовой политики - это оценочная характеристика, распространяющаяся на конкретные правовые институты и нормы, зависящая от авторитета политической элиты и эффективности законодательства.
Легитимность правовой политики отражает качественное состояние всей системы законодательства и режима законности, а также юридической деятельности, связанной с развитием и совершенствованием законодательной базы, правоприменительной деятельности и иной юридической деятельности, направленной на формирование правопорядка. Подлинная законность невозможна без легитимности юридических норм, институтов, приоритетов правотворческой и принципов правоприменительной деятельности, а также властной деятельности государственных органов и должностных лиц. В процессе обеспечения режима законности и правопорядка легитимации подлежат нормотворческая и правореализационная деятельность государства, соответствующие формы и режимы правовой политики.
Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...
Учение о государственных функциях
Учение о государственных функциях сложилось в западном государствоведении под исключительным влиянием культа законности в государстве. Это чисто политическое учение требовало, чтобы основной и главной деятельностью государства было издание законов как общих норм. Все остальные деятельности госуд ...
Признаки внешности человека, их свойства и классификация
В собственном смысле слова внешний облик человека – это его наружный вид, т.е. совокупность данных человека, воспринимаемых зрительно. В последние годы для обозначения внешнего облика члеовека предложены два термина «габитоскопия» и «габитология». Проф. В.А. Снетков, плодотворно занимающийся разраб ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).