12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.
Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на две группы: западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры. Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.
В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:
а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;
б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать два типа систем:
реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы;
прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т. д.
Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира. Сложность политических систем такова: ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы: рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая.
Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии с социальной основой выделяются: военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные); гражданская; национально-демократическая система; буржуазно-демократическая политическая система.
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
Широко распространено деление политических систем на:
Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.
Политические системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;
Регистрация и ликвидация
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: переход на уведомительный принцип регистрации; установление общей правоспособности коммерческих организаций – отмена требования об указании в учредительных документах предмета деятель ...
Сущность местного самоуправления
Для того чтобы понять, что такое территориально-общественное самоуправление, какое место оно занимает в системе местного самоуправления, на мой взгляд, необходимо сначала разобраться, что такое местное самоуправление вообще. В Конституции записано, что в Российской Федерации признается и гарантируе ...
Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Объективную сторону состава преступления можно определить как совокупность указанных в законе признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект. Тарханов И.А. определяет объективную сторону преступления как «процесс обществ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).