Право и закон » Типология политических систем » Типология современных политических систем

Типология современных политических систем

Страница 4

9. Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно консервативный характер.

11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

Демократическая. Элементами политической системы демократического типа являются народ, партии, политические лидеры и государство. Характерные черты:

1. Органы государственной власти формируются посредством выборов. Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и соблюдаются, гарантируются и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

3. Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.

4. Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.

8. Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции, при всей критике действий властей большинство общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности. Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. В демократическом обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломат ...

Субъекты права законодательной инициативы и в Федеральном Собрании
Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право. В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение. Первый - кооперативное внесен ...

Уголовно-процессуальные гарантии
Процессуальные гарантии неприкосновенности личности представляют собой составную часть гарантий прав личности, единую систему мер и средств, предназначенных для охраны и защиты важнейших прав участников процесса. Некоторые авторы различают понятие процессуальных гарантий в узком и широком смысле. В ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru