На Десятом конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности отмечалось, что за последние десятилетия преступная деятельность приобрела высшую форму своего развития и стала носить транснациональный характер.
Суть данного процесса отдельные криминологи объясняют увеличением географической удаленности применительно к совершению преступлений, и частотой осуществления преступниками операций, выходящих за региональные и национальные границы. Другие криминологи считают, что юридической природой транснациональной преступности является тенденция глобализации современного социально-экономического развития мирового сообщества, при которой уровень взаимозависимости отдельных национальных хозяйств достигает уровня, при котором возникает качественно новый феномен - мировая или глобальная экономика, и что при этом процесс глобализации касается всех сфер экономических отношений, изменяя их количественные и качественные параметры. Процесс глобализации экономики качественно изменяет и характер преступности, которая все чаще связана с нарушением законов более чем одной страны.
Длительное время проблема транснациональной преступности не привлекала к себе достаточного внимания ни на политическом, ни на научном уровне. Считается, что интерес к ней проявился лишь в начале в 1970-х годов, когда вспышки международной преступности получили, благодаря средствам массовой информации, широкую огласку. Но полагаем, что не это явилось обращением внимания к этой проблеме, а то, что транснациональная преступность стала реальной угрозой для существования отдельных государств, их экономики и населения.
Для описания случаев и фактов данных видов преступлений, криминологами вводится термин "транснациональная преступность" (transnational crime). В специальной юридической литературе и международных документах используются различные подходы к определению данной категории. Полагаем, что одно самых корректных определений содержится в п.2 ст.3 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 12 декабря 2000 г), где под преступлением транснационального характера понимается преступление, если:
оно совершено в более чем одном государстве;
оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
Такой подход к определению "транснациональных преступлений" позволяет применять Конвенцию для правовой помощи либо сотрудничества оперативных подразделений различных государств в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования всех представляющих достаточно высокую степень общественной опасности преступлений, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств.
Конвенцией охватываются имеющие транснациональное значение и совершенные при участии организованной преступной группы серьезные преступления, т.е. деяния, наказуемые по уголовному законодательству государств лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания, и так называемые конвенционные преступления, т.е. создание организованной преступной группы и участие в ней, отмывание денег, коррупция и воспрепятствование осуществлению правосудия.
Понятие "транснациональное преступление" представляет довольно широкую концепцию, включающую в себя различные виды преступлений. Организация Объединенных Наций опубликовала классификацию видов международной преступной деятельности, которая содержит семнадцать видов преступной деятельности, которые, по мнению экспертов ООН, сегодня оказывают наиболее негативное влияние на общество различных государств. В данную классификацию включены:
Законодательная инициатива законодательных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
Наделение субъектов Федерации в лице их представительных органов правом законодательной инициативы позволяет им действенно реагировать на ту или иную ситуацию, складывающуюся в стране, и в определенном смысле управлять ею. Это имеет особое значение для тех случаев, когда вопросы, нуждающиеся в регл ...
Теоретико-правовые аспекты
недвижимости, как объекта гражданского права
Сложную ситуацию в правовом регулировании отношений, связанных с недвижимостью, определяют две главные причины: 1) размытость критериев разделения имущества на движимое и недвижимое; 2) отсутствие четкого понимания смысла и назначения процедур государственной регистрации прав. Рассмотрение вопроса ...
Понятие хулиганства
В диспозиции ст. 213 Уголовного кодекса хулиганство определяется как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до дв ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).