Основные правила использования и заполнения первичных учетных документов регламентируются законодательством. За нарушение порядка их составления, хранения и уничтожения предусмотрена ответственность.
На основании первичных документов информация о хозяйственных операциях отражается в учетных формах (книгах учета). К принимаемому на учет документу предъявляются особые требования, установленные Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321XII«О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакциях от 25.06.2001 № 42З, от 17.05.2004 № 278З, от 29.12.2006 № 188З,от 26.12.2007 № 302З):
если законодательством предусмотрена типовая форма документа (например, товарнотранспортная накладная формы ТТН-1, приходный кассовый ордер формы КО-1 и др.), то он должен полностью ей соответствовать;
если форма документа не установлена законодательством (например, акт на списание материальных ценностей, акт приемасдачи выполненных работ и др.), то она разрабатывается и утверждается самостоятельно, но должна содержать обязательные реквизиты:
- наименование, номер документа, дату и место его составления;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
Следует добавить, что при работе с первичными учетными документами важно обратить внимание на следующие моменты:
в документ могут быть включены дополнительные реквизиты, если это необходимо для полного отражения хозяйственной операции;
перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден руководителем организации;
документы, отражающие поступление или выплату денежных средств, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами;
первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это по какимлибо причинам невозможно, то непосредственно после ее совершения;
если обнаружено, что в первичном документе допущена ошибка, то она должна быть исправлена: неправильная запись зачеркивается, надписываются верные данные, указывается дата, основание изменения записи, ставится подпись лица, осуществившего поправку;
в кассовые и банковские документы вносить поправки нельзя;
если первичный учетный документ составлен на машинном носителе информации, то организация обязана изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций.
Соотношение гражданско-правовых норм и дефиниций
Гражданско-правовые дефиниции включаются в механизм нормативно-правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в качестве юридического средства отражения явлений, процессов и потребностей развития. Гражданско-правовые дефиниции имеют свою юридическую природу, под которой по ...
Виды федеральных органов исполнительной власти
Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов. Классификация органов исполнительной власти следующая: 1) По федеративному устройству: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов. 2) По объему компетенции: органы о ...
Назначение экспертиз
Одним из первоначальных следственных действий по делам об убийствах, совершенных с применением огнестрельного оружия, является назначение судебно-медицинской и баллистической экспертизы. Для проведения экспертизы необходимо постановление следователя. При назначении экспертизы следователь должен тща ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).