Изобретения являются объектами патентного права. Необходимость патентного права обусловлена невозможностью прямой охраны объектов промышленной собственности средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права объекты промышленной собственности могут быть созданы разными лицами, независимо друг от друга, поэтому их охрана предполагает предварительное формальное закрепление приоритета в установленном законом порядке.
Патентный закон РФ не содержит определения понятия изобретения, лишь указывает на условия его патентоспособности: изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Подобный подход согласуется с мировой патентной практикой, которая, как правило, акцентирует внимание не на всех признаках изобретения, а лишь на тех, которые необходимы для его охраны.
Интеллектуальная собственность: понятие и виды
Право собственности в любой системе права является центральным правовым институтом.
С 1992 года институт интеллектуальной собственности прочно входит в юридический оборот и получает окончательное закрепление в Конституции Российской Федерации (1993 г.) и Гражданском кодексе РФ (1994 г.).
Существу субъективного права собственности посвящен пункт 2 статьи 209 ГК РФ: собственник может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, причем эти действия не связаны жестко с правами владения, пользования и распоряжения. Закон, не устанавливая исчерпывающего перечня прав, определяет лишь общие направления для осуществления правомочий собственника: возможность отчуждать имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Свобода осуществления указанных действий ограничивается лишь двумя факторами: непротиворечием их закону, иным правовым актам, а также ненарушением ими прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Содержание интеллектуальной собственности раскрывается в статье 138 ГК РФ, где под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг).
Таким образом, фактически под понятием «интеллектуальная собственность» понимается совокупность личных и имущественных прав на результаты интеллектуальной собственности, при этом данные права «теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя между собой неразрывное единство».
Исходя из содержания статьи 138 ГК РФ, под объектом интеллектуальной собственности, в первую очередь, признаётся некий результат интеллектуальной деятельности. В литературе указывается, что «под объектом интеллектуальной собственности во всех случаях подразумевается благо нематериальное, которое лишь воплощается в определённых материальных объектах, являющихся его материальными носителями».
Перечня видов интеллектуальной собственности ГК РФ не содержит. Они включены в различные законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Перечислим основные из них:
- Гражданский кодекс РФ;
- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1;
- Федеральный закон от 07.02.03 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Федеральный закон от 11.12.02 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Закон Российской Федерации от 09.07.93г. №5351-1 «Об авторском праве и смежным правам»;
- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Федеральный закон от 24.12.02 г. № 177-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
- Федеральный закон от 09.07.02 № 82–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
- Федеральный закон от 29.12.94 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
- Федеральный закон от 04.07.96 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.95 г. №191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и др.
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности обеспечивается на основе патентного законодательства, законодательства по защите от недобросовестной конкуренции (права на коммерческую тайну), авторского права, законодательства о средствах индивидуализации.
Местные органы по защите прав потребителей
Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Согласитесь, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, скажем, в Находке или ...
Административная ответственность должностных лиц
Неисполнение обязанностей, либо нарушение запретов, квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя. Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс РФ содержит свод запретов, нарушение которых является ...
Субъективная
сторона преступления
Субъективная сторона преступления - это психическое отношение преступника к совершенному преступлению. К признакам субъективной стороны относятся: вина, мотив и цель совершения преступления. Вина – основание уголовной ответственности. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда (объект ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).