Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.
В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.
Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к связан волеизъявлением инициатора проекта.
Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.
Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.
По первому элементу права законодательной инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения: согласно одной из них, под "правом законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти". Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда "право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих"
По сути, широкая трактовка права законодательной инициативы вытекает из Конституции РФ.
В настоящее время порядок осуществления права законодательной инициативы на уровне Федерации определяется в основном Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания. Локальный характер данного акта и, соответственно, ограниченные регулятивные возможности объективно не позволяют посредством только регламентных норм урегулировать весь комплекс отношений, складывающихся в процессе реализации права законодательной инициативы.
Такая ситуация создает немало сложностей в парламентской практике. В связи с этим обоснованными представляются суждения авторов, отстаивающих необходимость законодательного урегулирования отношений, связанных с реализацией права законодательной инициативы. Следуя данной позиции, можно с уверенностью сделать вывод о том, что законодательное закрепление порядка осуществления права законодательной инициативы внесет ясность и стабильность в трактовку указанного права, в механизм его осуществления, а равно и обеспечит полноту регламентации одной из важнейших законно-творческих процедур.
Прежде всего, имеет смысл дать в законодательстве легальное определение самого понятия "право законодательной инициативы". Хотя словосочетание "законодательная инициатива" постоянно используется в литературе и давно употребляется в законотворческой практике, в настоящее время отсутствует юридически закрепленное определение этого понятия, его существенных признаков, свойств и элементов содержания. Однако, следует отметить, что отдельные правоведы делали попытки дать дефиницию законодательной инициативы посредством законодательных норм. Впервые это было предложено авторами законопроекта "О порядке реализации права законодательной инициативы", подготовленного по инициативе Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности при участии сотрудников ИЗиСП.
Под законодательной инициативой в проекте предлагалось понимать "гарантированную Конституцией Российской Федерации возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов". Недостатком предложенной дефиниции, по мнению большинства специалистов, явилось то, что основной акцент в ней был сделан на праве внесения проекта в законодательный орган, тогда как определение понятия с необходимостью должно включать в себя корреспондирующую определяемому праву обязанность государства (в данном случае в лице законодательного органа) всеми возможными способами создавать условия осуществления этого права.
В то же время высказываются и иные точки зрения. Так Страшун Б.А. указывает: "Не могу согласиться с утверждением …что законодательная инициатива возможна только путем внесения законопроекта. Из ст.104 Конституции этого не следует. Почему нельзя считать законодательной инициативой Конституционного Суда те пункты его постановлений, где он предлагает Федеральному Собранию восполнить пробел в праве, образовавшийся вследствие признания неконституционным того или иного законоположения? ".
Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а т ...
Развитие южно-Курильской территориальной проблемы в 1997-2000 годы
Особое место в истории развития южно-курильской территориальной проблемы отношений занимает 1997 год. Он дал старт регулярным встречам на высшем уровне, интенсивным политическим контактам. Только в течение одного года имели место три важнейших события — в ноябре 1997 года в Красноярске, в апреле ...
Порядок выплаты пенсии и социальные надбавки
По общему правилу, выплата пенсии производится за текущий месяц. Поскольку основанием для назначения пенсии по инвалидности является признание гражданина инвалидом и установление ему одной из трех групп инвалидности, то и пенсия назначается и выплачивается на тот срок, на который определена инвалид ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).