В соответствии п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При изучении данной статьи можно проследить, что Конституция РФ указывает на собственность, а не на право собственности, но в данной ситуации имеется в виду право собственности и его правовое регулирование. Причем частная форма собственности ставится на первое место. Это говорит о том, что она имеет ведущее значение в экономике России, поскольку около 60% производственных мощностей страны сосредоточено в руках частного сектора.
Перечень форм собственности содержится также ГК РФ (п. 1 ст. 212 ГК РФ). Однако в следующих статьях этот перечень подвергается дальнейшему членению (ст. 212-215 ГК РФ). На основании данных норм гражданского права частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов федерации – республик, областей, краев, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Субъектами муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, городские округа и другие муниципальные образования.
Разграничение форм собственности в законодательстве основывается на субъектном критерии. Значение данного разграничения определяется тем, что задачи субъектов различны, это отражается в их различной социально-общественной природе (например, задача государства охранять своих граждан от всевозможных посягательств со стороны других лиц), а также тем, что правовой режим форм собственности различается (например, некоторые виды имущества находятся исключительно в государственной собственности).
Теперь кратко охарактеризуем каждую форму собственности.
Под частной собственностью понимается право граждан и юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом. Причем использовать данное имущество можно в любой деятельности (например, предпринимательской), кроме случаев, предусмотренных в законе. Субъектами выступают граждане и юридические лица. Объектами права частной собственности является любое имущество, за исключением изъятого из оборота или ограниченного в обороте (например, оружие, наркотические вещества и др.). Гражданин или юридическое лицо самостоятельно определяют, каким образом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В данном случае никто не может вмешиваться в хозяйственное господство данных субъектов над их имуществом, в том числе и государство, органы местного самоуправления. Контроль государства допустим только в общих рамках законов, а дальнейшая судьба имущества определяется интересами собственника и условиями рынка. В этом проявляется принцип дозволительной направленности. Однако, как уже было сказано выше, пользование граждан и юридических лиц своим правом не должно нарушать прав и законных интересов других лиц.
К государственной форме собственности относится собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации. В федеральной собственности находится неограниченный круг объектов, который включает природные ресурсы России, объекты, имеющие оборонное и общегосударственное значение (железная дорога, предприятия оборонной промышленности и др.), а также в руках Российской Федерации находятся контрольные пакеты акций самых крупных национальных предприятий в форме акционерных обществ, таких как «Газпром», «Российские железные дороги» и т.д. Разумеется, данные объекты не могут принадлежать другим субъектам в силу их общенационального значения.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрено разграничение собственности Российской Федерации и субъектов федерации, которое затем конкретизируется в ряде законодательных актов и постановлений Правительства РФ. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 28 июня 1995 года в собственности г. Москвы находится все имущество, не являющееся частной собственностью, собственностью Российской Федерации или других собственников, в том числе земельные участки и природные объекты в границах г. Москвы.
В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, городским округам и муниципальным районам. Правовой статус данных муниципальных образований в качестве собственников имущества определяется Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года. В статье 50 данного закона содержится объемный перечень имущества, которым могут владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальные органы власти. К ним относятся: жилищный фонд, пассажирский транспорт, объекты культурного наследия, объекты теплоснабжения и водоснабжения и др. В соответствии с п.1 ст. 51 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Особенности назначения дополнительных видов наказания при совокупности
преступлений
Согласно ч. 4 ст. 69 УК при совокупности преступлений к основным видам наказаний могут быть присоединены дополнительные. При этом окончательное дополнительное наказание не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного Общей частью УК для данного вида наказания. Следует иметь в в ...
Процедура наблюдения. Правовое положение временного
управляющего
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. С датой ...
Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в
Орловской области
Отношения в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области наряду с федеральным законодательством регулирует закон Орловской области от 10.04.2009 №888-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Положения настоящего Закона распространяются на субъек ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).