Право и закон » Государство и гражданское общество » Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство: понятие и признаки

Страница 1

В настоящее время в России с уст политиков, дипломатов и даже обыденных граждан ни сходит термин «правовое государство». Вместе с тем не все до конца осознают значение данной философско-правовой категории. Поэтому, мы и постараемся более детально разобрать данное явление.

Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через посредством удовлетворения общегосударственных интересов.

Правовое государство, как и любое правовое явление, обладает рядом специфических черт, признаков отличающих ее от других смежных категорий. Кроме того, уровень воплощения данных признаков свидетельствует о реализации самой идеи правового государства в государственно-правовой действительности того или иного государства.

1. Приоритет прав и свобод человека. Правовое государство создается и действует для реализации гражданами своих прав и свобод. Они получают приоритетное значение при принятии, каких либо, политических решений и планировании государственной деятельности. Цель правового государства удовлетворять потребности общества в целом, а соответственно и индивида в отдельности как части этого общества. Вся деятельность государственного аппарата, в таком государстве, направлена не на реализацию потребностей экономически господствующего класса или политической элиты, а человека и гражданина его прав и свобод.

2. Реальность осуществления прав и свобод человека и гражданина. Мало продекларировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Государство если хочет называться правовым должна обеспечить реальные гарантии, т. е. условия и средства обеспечения таких прав. Если же государство, как это обычно бывает, (Например, в ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».) только на бумаге, формально, а не реально закрепляет, но не предпринимает ни каких действий, или делает не достаточно для воплощение данного принципа, то оно не может считаться правовым. Правовое государство – это только то государство где деятельность любого органа, любого должностного лица положена на алтарь улучшения жизни людей, общества, а соответственно и государства в целом. Необходимо, чтобы граждане не только могли ознакомиться со своими правами, но в любой момент воспользоваться ими, а государство сделать все от него зависящее, что бы эта возможность стала реальностью.

3. Верховенство права. Изначально главным критерием правового государства являлось действие всех и в первую очередь государственных органов только в рамках закона. Так, древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чьей либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако со временем стало ясно, что не всегда государство может быть названо правовым, даже в том случае если в нем власть действует на основе закона, например, Фашистская Германия, осуществляла свои геноцидные идеи на основе закона. Прежде всего, необходимо, чтобы законы были правовыми, то есть соответствовали требованиям естественного права и были направлены на реализацию прав и свобод человека и гражданина, а не властных амбиций и интересов клики. Поэтому правовое государство это царство законности и правопорядка, основанных на неотъемлемых правах личности, принципах справедливости, равенства, свободы, ответственности, гуманизма и т. д.

4. Взаимная ответственность государства и гражданина. Основатель немецкой классической философии права Иммануил Кант отмечал, что «в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину». Естественно, что государство единственная организация которая обладает правом легального применения силы и в публичных правоотношениях естественно находится в состоянии субординации в отношении граждан. Однако в правовом государстве эта разница как бы стирается, а точнее минимизируется, так как, во-первых, граждане становятся экономически, политически, социально независимыми с высокой гражданской позицией, а соответственно применение силы является не правилом, а исключением. Во-вторых, обеспечивается реальная возможность гражданина предъявлять претензии государству за неисполнение и неправомерное осуществление действий его органами.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Общая характеристика перехода к рыночной экономике
Экономическая наука, определяет переходную экономику так: переходная экономика является промежуточным состоя­нием экономики в связи с изменением принципов хозяй­ствования в результате социально-экономических изме­нений. Необходимость в переходе от административно-командной экономики к рыночной обус ...

Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...

Основные виды и сферы международного страхования
Классификация: 1)По форме организации Государственное Акционерное Взаимное 2)По форме проведения Обязательное (в силу закона) Добровольное(по договору) 3) По отрасли Личное(страхуется жизнь здоровье трудоспособность человека) Страхование жизни Страхование от несчастного случая Имущественное Страхов ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru