Общие полномочия Комиссии по организации выборов определены в статье 21 Федерального закона об основных гарантиях, а конкретизируются федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 17) и Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 22), в соответствии с которыми были проведены выборы в Государственную Думу в 1999 году и досрочные выборы Президента Российской Федерации в 2000 году. Новые выборы, скорее всего, будут проводиться по новым законам, однако, по-видимому, полномочия ЦИК России существенно не изменятся. Полномочия Комиссии по выборам Президента и по выборам в Государственную Думу и практика их реализации во многом сходны, хотя определённые отличия определяются особенностями избирательной системы. Эти полномочия можно условно разбить на восемь групп:
1) по руководству нижестоящими комиссиями,
2) по контролю за соблюдением избирательных прав граждан и избирательного законодательства,
3) по регистрации избирательных блоков, инициативных групп, кандидатов, списков кандидатов, уполномоченных представителей, доверенных лиц,
4) по информированию избирателей и по обеспечению условий предвыборной агитации,
5) по вопросам избирательной документации (включая утверждение форм избирательных документов),
6) по распределению бюджетных средств и финансовому контролю,
7) по определению результатов федеральных выборов
8) по назначению повторного голосования, повторных выборов, дополнительных выборов (а также по назначению выборов, если они не будут назначены уполномоченным органом).
ЦИК России является комиссией, организующей референдум Российской Федерации, при проведении которого она действует в качестве Центральной комиссии референдума и возглавляет четырехуровневую систему комиссий референдума. Еще до назначения референдума Комиссия обладает полномочиями по проверке собранных инициативной группой подписей и других поступивших документов. Основные полномочия Центральной комиссии референдума установлены Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» (ст.16): она издает нормативные акты, руководит деятельностью комиссий референдума, осуществляет контроль, рассматривает жалобы, распределяет бюджетные средства, устанавливает порядок подведения итогов голосования, определяет и обнародует результаты референдума, решает другие организационные, информационные, технические и иные вопросы, связанные с проведением референдума. При этом следует отметить, что в соответствии с этим законом референдумы не проводились, и практика его полномасштабного применения отсутствует, поэтому опыт проведенных в 1991 и 1993 годах референдумов, а также всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации, следует оценивать с учётом изменений в законодательстве.
ЦИК России контролирует соблюдение избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, рассматривает в административном порядке жалобы граждан, избирательных объединений и блоков, инициативных групп на решения, действия, бездействие избирательных комиссий.
На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Она обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления деятельности. ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов РоФ, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учёта) избирателей, участников референдума. Комиссия осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем.
Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции:
(1) организация федеральных выборов,
(2) организация референдума Российской Федерации,
(3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме,
(4) содействие развитию избирательной системы России.
Структура административного правоотношения
Структура правоотношения - это внутреннее строение, которая представляет собой взаимоотношение между совокупностями элементов и их способов. Ученые к данным элементам права в основном относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного права, как, впрочем, и в дру ...
Общая характеристика брачного права мусульман
Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства. Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Запа ...
Понятие
Политическая система общества – это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны. Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. В основ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).